Вы находитесь: Главная страница> Тютчев Федор> "Два проявленья стихии одной..." (человек и природа в лирике Тютчева)

Сочинение на тему ««Два проявленья стихии одной…» (человек и природа в лирике Тютчева)»

Тютчевская лирика имеет характерные особенности, которые не позволяют спутать ее с творчеством иных поэтов. И одна из таких особенностей -пронизывающая все творчество поэта мысль о единстве человека и природы. Он очень много размышлял о природе, о бытии, о смысле и цели жизни, о ничтожестве и одновременно величии человека в этом мире. Человек у него и царь, и бог, и, в то же время, ничтожнейшее земноводное. Так же и природа имеет множество ликов. В одном своем известном стихотворении Тютчев говорит о природе, как о живом дышащем существе:

Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик —
В ней есть ду ша, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык…

А в другом, не менее известном, стихотворении:

Природа — сфинкс. И тем она верней
Своим искусом губит человека,
Что, может статься, никакой от века
Загадки нет и не было у ней.

На первый взгляд, два таких противоположных утверждения не могут принадлежать одному человеку. Но подобные противоречия вполне в духе Тютчева, в стихах которого сосуществуют гармония и хаос, жизнь и смерть, величие и ничтожество, вечность и быстротечность. Возможно, это весьма просто объяснить тем, что сам Тютчев не считал себя поэтом. Он писал, не пытаясь придерживаться «высокого штиля», а просто изливая на бумагу свою душу. Читая Тютчева, мы можем быть уверены в его искренности. Он такой же человек, как и мы, он живет и дышит, как остальные смертные. Отсюда двойственность, неоднозначность его образов; ведь любому из нас свойственны подобные внутренние противоречия, которые так гармонично в нас уживаются, что мы их противоречиями не считаем. Тютчев не стремится преподнести красивое, приглаженное стихотворение, а всего лишь размышляет. Его творчество — результат этих размышлений.

Итак, как же Тютчев определял роль человека в мироздании? Для поэта человек — всего лишь маленькая песчинка в океане Вселенной:

И человек, как сирота бездомный,
Стоит теперь, и немощен и гол,
Лицом к лицу пред пропастию темной.

Здесь как нельзя лучше выразилось восприятие поэтом человека. Это всего лишь «сирота бездомный», одинокий, оставленный богом, предоставленный самому себе. Забытое богом существо стоит на краю «пропасти темной», или, иначе говоря, Вселенной, готовый заглянуть в нее. Таков человек в восприятии Тютчева.

Что же есть человеческая жизнь в сравнении с тем прекрасным и непознанным, что мы называем природой? Вот как понимает это поэт:

Дума за думой, волна за волной —
Два проявления стихии одной:
В сердце ли тесном, в безбрежном ли море,
Здесь — в заключении, там — на просторе, —
Тот же все вечный прибой и отбой,
Тот же все призрак тревожно-пустой.

Это стихотворение о вечном двуединстве человека с природой, их нераздел имостп. Мыели так же накатывают на нас и так же бесконечно сменяют друг друга, как волны в море. Этот процесс будет длиться вечно. Сердце — «тесное», море «безбрежное», здесь — «заключение», там — «простор». Но и там, и там нескончаемая жизнь. Как наша жизнь неразрывно связана с постоянным дыханием, так жизнь моря — с постоянными приливами и отливами. Все, что происходит в мире, подчиняется одним и тем же непреложным законам.

Тютчев никогда ничего не усложняет (в этом, кстати, он очень схож с Фетом), а все гениальное, как известно, просто. Поэтому поэт доносит до нас вселенские истины с помощью таких простых и доступных слов.

Разум природы и разум человека в понимании Тютчева могут находить общий язык. Это родство выражается в гармонии человека и природы:

Так связан, съединен от века
Союзом кровного родства
Разумный гений человека
С творящей силой естества…

Это родство определяет существование человека. Если душа в разладе с природой («Душа не то поет, что море…»), то это трагедия. И, напротив, высшее для человека блаженство на земле — это слиться с природой. Не просто смотреть на нее, как сторонний наблюдатель, а ощущать всеми фибрами души, быть ее частью. Об этом — стихотворение «Тени сизые смесились…» В нем есть такие строки: «Все во мне и я во всем!..» В нескольких словах Тютчев передал свое понимание мироздания и места человека в нем. Человек — малая частица Вселенной, но и в душе человеческой заключена целая Вселенная.

Тютчев вовсе не философ в традиционном понимании этого слова, он просто любит окружающий мир и этим дышит:

Нет, моего к тебе пристрастья
Я скрыть не в силах, мать-Земля…

Человеческая жизнь состоит из простых и незатейливых радостей. Недаром последними строками последнего стихотворения Тютчева были:

Воскреснет жизнь, кровь заструится вновь,
И верит сердце в правду и любовь.

И это на пороге смерти! Выходит, жизнь для поэта была всепобеждающа, это была его единственная истина.

Кто сумеет найти ответ на вопрос, что есть человек и что есть природа? Некоторые, как Тютчев, ищут ответ всю жизнь. Очевидно одно: каждый должен прийти к ответу сам. И, кто знает, возможно, творчество Тютчева способно помочь нам в этом.