Вы находитесь: Главная страница> Достоевский Федор> Христианские мотивы в прозе XIX века (по роману Ф.М. Достоевского «Униженные и оскорбленные»)

Сочинение на тему «Христианские мотивы в прозе XIX века (по роману Ф.М. Достоевского «Униженные и оскорбленные»)»

То, что справедливо и несправедливо,—
не дано судить людям.
Л. Толстой
Обладая чутким сердцем, Достоевский болезненно откликался на страдания униженных и оскорбленных, которые всею силою души ненавидели хозяев помещичье-буржуаз-ного общества. Но многие из этих обиженных стояли в стороне от освободительной борьбы и искали выхода в религии, в любви к ближнему. Все это нашло отражение в романе Ф. М. Достоевского «Униженные и оскорбленные» и его творчестве в целом.
Добролюбов отмечал, что в произведении даны два типа героев: «кроткие и ожесточенные». Кроткие не протестуют, смиренно принимают любые удары судьбы, стараясь противопоставить злодейству и мукам всепрощение и понимание. Это Наташа Ихменева, ее родители, рассказчик — писатель Иван Петрович.
Ожесточенные, наоборот, хотят бросить вызов тем, кто оскорбляет и унижает их, они бунтуют против несправедливости, существующей в мире. Но их протест трагичен, ибо он приводит к гибели, как это происходит с Нелли. Автор полностью на стороне смирившихся, отдающих свою жертвенную любовь и всепрощение заблудшим.
Вся сюжетная линия Ихменевых окрашена в лирические, местами сентиментально-примирительные тона. Достоевский рассказывает, как дочь мелкопоместного дворянина Ихменева — Наташа, влюбившись в сына князя Валковского — Алешу и не получив родительского благословения, уходит из дома к нему. И за это ее проклинает отец, однако ветреный и легкомысленный Алеша вскоре влюбляется в богатую дочь графини Катю и по настоянию отца женится на ней. Униженная и оскорбленная в своих лучших чувствах Наташа возвращается в родительский дом, и отец прощает ее. На семью Ихменевых обрушиваются все силы зла. Унижен и оскорблен отец Наташи — Николай Сергеевич; этого доброго, доверчивого человека, который приютил в своем доме Алешу и навел порядок в разоренном княжеском имении, Валковский обвиняет в мошенничестве. Князь безжалостно изгоняет Ихменева, как только тот становится не нужен. Страдания Ихменева усугубляются конфликтом с дочерью. Для Николая Сергеевича уход дочери из дома — позор. Не меньше страдает и мать Наташи, вынужденная терпеть не только потерю дочери, но и гнев мужа. Страдает и Наташа, любовь которой Достоевский изображает в романе как самопожертвование. Во имя чувства к Алеше девушка забывает о своих прежних привязанностях, поступается собственным достоинством. Достоевский высоко оценивает самоотверженную любовь Наташи, видит в ее поступке силу характера. Однако жизнь не приносит ей счастья, Наташа признается своему другу, писателю Ивану Петровичу: «Я ужасно любила его прощать, Ваня, знаешь, что когда он оставлял меня одну, я хожу, бывало, по комнате, мучаюся, плачу, а сама иногда подумываю: чем виноватее он передо мой, тем ведь лучше… да! И знаешь, мне всегда представлялось, что он как будто такой маленький мальчик; я сижу, а он положил ко мне на колени голову, заснул, а я его тихонько по голове глажу, ласкаю…»
Наташа страдает и оттого, что отец проклял ее, и от вероломства князя. Но непосредственный виновник ее страданий — Алеша. Он оторвал ее от семьи, опозоренной его же отцом; он обманул ее обещанием жениться. Он бросает Наташу по настоянию отца и женится на обладательнице миллионного приданого Кате.
Есть все основания осудить его, но Достоевский этого не делает. В соответствии с кодексом христианского гуманизма, писатель «смягчает» вину Алеши. Рассказчик, Иван Петрович, смотрит на молодого князя влюбленными глазами Наташи. Он не видит эгоизма героя, а любуется, даже восхищается Алешей. Он склонен все объяснить детскостью князя. Автор заставляет свою обесчещенную, обманутую героиню призывать к жалости и прощению Алеши. «Не вини его, Ваня,— перебила Наташа…— его судить нельзя как всех других… его и воспитали не так. Разве он понимает, что делает?.. У него нет характера…» Здесь Достоевский совершенно явно проповедует христианскую идею прощения обидчикам нашим, и это ослабляет социальную остроту романа. Как моралист автор не осуждает Алешу, а проповедует идею всепрощения, сделав носительницей ее Наташу. В кодекс гуманизма писателя входило и такое понятие, как страдание. Достоевский убежден, что страданием человек очищается.
В романе «Униженные и оскорбленные» автор показал Ихменева, который отказался от борьбы, проповедуя гордое смирение. «О! Пусть мы унижены, пусть мы оскорблены, но мы опять вместе, и пусть, пусть теперь торжествуют эти гордые и надменные, унизившие и оскорбившие нас!»
Достоевский придавал большое значение этой пассивной солидарности всех прошедших через горнило страданий, смирившихся со своим бедственным, униженным положением и не ищущих выхода в борьбе. Поэтому призывом идти «рука в руку» Ихменев обращается к прощенной дочери. Это любимой мыслью писателя о всепрощении заканчивается IV глава романа.
Говоря о романе «Униженные и оскорбленные», критик Добролюбов откровенно высказывал свою неприязнь к героям, способным к жертвенной любви. Сам же Достоевский не считал их поведение, в частности Ивана Петровича, проявлением слабости. Автор видел в его поступках (самоотречении во имя любимой) признак силы духа, умение человека подняться над собственным эгоизмом и совершить благородный поступок — устроить счастье ближнего своего. Поэтому искренне видел идеальное в поступках Ивана Петровича и «заражал» этим настроением читателя.
«Униженные и оскорбленные» — своеобразное произведение, заставляющее задуматься о мире и своем месте в нем, оценить собственные поступки и помыслы, определить свою концепцию относительно авторской точки зрения. Актуальность же этого романа для нашего поколения бесспорна. И в этом главная заслуга и тайна мастерства Достоевского.