Вы находитесь: Главная страница> Шукшин Василий> Изображение терроризма в литературе (по роману В.М. Шукшина «Любавины»)

Сочинение на тему «Изображение терроризма в литературе (по роману В.М. Шукшина «Любавины»)»

В романе Василия Макаровича Шукшина «Любавины» точно выставлены акценты и нравственные ориентиры, но заметно, что сам роман приглажен под цензуру и идеологию тех советских лет. Поэтому он и внешне, на первый взгляд, выглядит книгой с густым местным колоритом, и не более того. Только вот проблема терроризма в двадцатом веке еще не была так остра. Хотя терроризм во все времена представлял собой столь же отвратительное явление, что и теперь в 21-м веке. Борьба с кулачеством и бандитизмом при советской власти тоже выглядела справедливой и благородной, потому что была ответом на «белый» террор. Только вот этот ответ тоже был террором, но только «красным».
Братья Любавины во главе с отцом и без того были похожи на банду с главарем. Действие романа развертывается в Южной Сибири, куда три века ссылали уголовных преступников и куда по доброй воле убегали приговоренные к смертной казни, где находили надежный притон разбойники всех мастей. Русская литература о жизни в Сибири от Мельникова-Печерского до Шишкова и Мамина-Сибиряка повествует, что в начало большинства «великих» сибирских состоянии был положен криминальный капитал.
После всего этого разве так уникально поведение семьи Лю- бавиных, настороженных и даже враждебных ко всем и вся? Специфика сибирской жизни, да и только. Заезжие банды испокон веков там наводили террор на местных жителей. А сами Любавины поначалу мало похожи на террористов. Книга начинается, как запев в песне: «Любавиных в деревне не любили. За гордость…». Хотя вся гордость старика Любавина была в его четырех сильных и трудолюбивых сыновьях. Оттого и «жили Любавины, как в крепости», в огромном доме постройки крестом. Тоже ведь не зря их автор в таком доме поселил. Была у людей хоть какая-то вера. Ведь шел только 1922-й год, а церковь в деревне переделали под клуб, крест снесли. Веры не стало.
В деревню Баклань прибывают двое уполномоченных из райкома партии, а на самом деле это оперуполномоченные ОГПУ. Будут отлаживать советскую власть в таежной глухомани, строить школу, «качать» хлеб из крестьянских хозяйств для города. В тайге шастает банда недобитых беляков Кирилла Закревско- го и скрывается от людей конокрад Гринька. Вот за этой бандой агенты ОГПУ посланы тайно следить.
Пока еще кулацкого терроризма в Сибири нет, но почва для него зреет. Слабая пока советская власть не в силах справиться с бандитами, но и бандиты уже опасаются грабить в открытую. Так было в Сибири от века: сельчане знаются с бандитами и одновременно ладят с властью, чтобы не пропасть между двух огней.
Скоро с тихой жизнью в горной тайге будет покончено. Заваривается интрига, почти как всегда, с убийства на бытовой почве: младшие сыновья пошли с отцом в разлад, Егор Любавин за невесту убивает бандита Закревского, Макар убивает бедняка Яшу Горячего, убивают и Макара Любавина. Серия бессмысленных убийств наконец выливается в целенаправленную месть: Любавины поджигают новую школу, чтобы уничтожить этот символ новой жизни. То есть терроризм возникает тогда, когда некоторые общественные силы оказываются обреченными на уничтожение. В данном случае — это «кулаки», богатые, сильные и трудолюбивые крестьяне. Их собираются «уничтожить как класс», вот они и берут в руки оружие и мстят своим врагам. Террор, как всегда, наносит больше вреда ни в чем не повинным свидетелям со стороны — сгорает школа / а могла сгореть вся деревня/, убита женщина, сломаны судьбы людей. Террор отвратителен во всех проявлениях, и ему не бывает оправдания.