Вы находитесь: Главная страница> Чехов Антон> Человек и среда в рассказе А. П. Чехова «Ионыч»

Сочинение на тему «Человек и среда в рассказе А. П. Чехова «Ионыч»»

План

1. Тема жизни «среднего» обывателя в прозе А. П. Чехова.

2. Мещанство и пошлость в рассказе «Ионыч».

3. В чем причина победы среды над человеком?

 

Тема жизни «среднего», типичного городского обывателя‑мещанина занимает одно из центральных мест в рассказах Антона Павловича Чехова. Образ жизни многих современников автор описывает с иронией, но в то же время и с определенной нотой грусти — ведь так, по мнению автора, живет почти вся огромная страна, а не отдельные ее представители: пошло, скучно, неинтересно. Жизнь проходит впустую — за бессмысленными разговорами, игрой в карты или игрой на рояле, чтением дешевых романов и обсуждением местных сплетен. Рассказ «Ионыч» является показательной иллюстрацией той ситуации, которая сложилась во многих больших и маленьких городах Российской империи. Описывая жизнь семьи Туркиных, автор делает акцент на том, что они являются еще лучшими представителями своего городка, считаясь самой культурной и достойной семьей в округе: отец семейства — шутник и балагур, его жена увлекается литературным творчеством, а дочь планирует сделать карьеру пианистки.

Но на поверку оказывается, что члены семьи Туркиных так же невообразимо скучны и ординарны, как и большинство жителей города. Человек «со стороны», не живший в городе ранее, земский доктор Дмитрий Старцев, смотрит на вещи свежим взглядом. Он понимает, что шутки главы семейства Туркиных попахивают нафталином, романы, вышедшие из‑под пера его жены, все, как один, являются скучными и лишенными малейшей художественной ценности, а пресловутый талант Екатерины Ивановны, дочери Туркина, далеко не так бесспорен, как могло бы показаться на первый взгляд. Да и большинство жителей города также не отличаются ни образованностью, ни трудолюбием, ни честностью. Пошлость и глупость здесь давно стали нормой жизни, что проявляется в повседневных разговорах местных жителей — с ними нельзя говорить ни о философии, ни об истории или политике, так как все их общение сводится до уровня пустых, бессмысленных разговоров и обсуждения сплетен. Поэтому молодой, энергичный доктор изначально резко отличается от других представителей местного общества — он пытается сопротивляться окружающей его пошлости и банальности. Но после того, как его личная жизнь дает трещину (Екатерина Ивановна отвечает отказом на его предложение руки и сердца), он постепенно перестает бороться — и становится одним из обывателей, которые так раздражали его раньше. Ограниченность и лень входят в его жизнь и кардинально меняют его характер в худшую сторону — он играет в карты, подсчитывает сумму своих гонораров, много пьет и ест, мало уделяет внимания своему развитию, общается с такими же, как он, мещанами — ведет с ними бестолковые разговоры на пустые темы.

Мы видим, что человека безвольного, человека со слабым характером и недостаточной мотивацией к личностному росту очень легко выбить из нужного русла. Отброшенный на обочину жизни, такой человек моментально попадает в болото мещанства и обыденности, начинает лениться как физически, так и духовно, и деградация в этом случае практически неминуема. Шкала нравственных ценностей переворачивается с ног на голову, а смысл жизни постепенно утрачивается.