Вы находитесь: Главная страница> Грибоедов Александр> В чем причина успеха комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»?

Сочинение на тему «В чем причина успеха комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»?»

Успех комедии Александра Сергеевича Грибоедова «Горе от ума» позволил ей занять прочное место в ряду русской классики. В ней гармонично слились злободневность и традиционность. Блистательно нарисована картина русского общества грозной поры отечественной истории перед заговором декабристов.
После Отечественной войны 1812-го года молодая Россия словно очнулась от летаргического сна. Западный мир дышал свободой, только в Америке и России осталось узаконенное рабовладение. «Господствует смешенье языков: французского с нижегородским»… Молодые дворяне много читают, будоражат умы горячие споры о крепостничестве и неотъемлемых правах человека и свободе совести.
Только-только зарождающиеся славянофилы и западники поднимают дискуссии в печати о проблеме национального самоопределения культуры. Полемические статьи о ценности старорусского уклада и православия еще четверть века будут печататься в российских журналах на французском языке:
«Как европейское поставить в параллель
С национальным? Странно что-то!»
Век недорослей проходит, остро встал вопрос об образовании. Одни предлагают «фельдфебеля в Вольтеры дать», другие хотели «все книги бы взять да сжечь», а все вместе дружно готовы объявить любого сторонника прогресса «мечтателем опасным» и сдать в сумасшедший дом.
Но для успеха комедии на сцене слишком мало было бы затронуть в ней лишь животрепещущие вопросы современности. У драматургии свои законы: нужно выстроить зрительный ряд действующих лиц так, чтобы ни один персонаж не затенял другого, а все вместе сливались бы в точную картину общества своего времени. У Грибоедова мастерски очерчены колоритные фигуры московского общества: «отечества отцы, которых мы должны принять за образцы» — Фамусов, Скалозуб, «тени» Татьяны Юрьевны и княгини Марьи Алексеевны за сценой; благородная барышня Софья и сенная девушка Лиза, посвященная в любовную интригу хозяйки с бедным, но благородным кавалером Молча- линым; комики на сцене — Загорецкий и Репетилов. Их узнавали современники, они понятны нам сейчас.
В комедии, предназначенной в первую очередь для сценической постановки должны легко угадываться «вечные» темы.
Конфликт поколений загорается от нетерпения Чацкого уже в разговоре с Фамусовым, перекидывается на «толпу на сцене» с графинями, княгинями, моськами и арапками и разрешается с отъездом героя: «Карету мне, карету!»
Драма любовного треугольника по традиции стоит в центре постановки, иначе бы никто не пришел ее смотреть, потому что прочитать нравоучительные сентенции и передовые мысли можно в философских брошюрах. Обмен упреками: «Не человек, змея! — «А вы кого себе избрали?» — завершается сценой обличения, которую обманутый любовник покидает с навек разбитым сердцем.
Одинокий герой противостоит плотно сбитой толпе и обличает даже былого однокашника или однополчанина Платона Го- рича. Тот из стойкой личности превратился в винтик социума, которому остается развести руками: «Теперь, брат, я не тот…». Комедия написана по «триединым» законам классицизма (единство времени, места, действия, условные амплуа, имена-маски), но вместе с тем «Горе от ума» — пример художественного синтеза традиции и реалистического новаторства. Грибоедов «оживляет» классическую схему жизненными коллизиями и живыми характерами. Смело идет на смешение лирического с сатирическим и вводит публицистическую линию в конфликт Чацкого с «высшим светом».
Вольный разностопный ямб стихов, которым говорят персонажи, не кажется архаичным даже в наши дни, хотя с пословицами и поговорками, например, «Свежо предание, а верится с трудом», «Счастливые часов не наблюдают», взятыми из пьесы, мы все знакомы с детства, еще не прочитав оригинала, подарившего нам их. А это самое верное свидетельство неувядаемого успеха комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума».