Вы находитесь: Главная страница> Пушкин Александр> Эволюция литературного творчества А.С. Пушкина от романтизма к реализму

Сочинение на тему «Эволюция литературного творчества А.С. Пушкина от романтизма к реализму»

Родоначальник новой русской литературы, создатель современного русского литературного языка, Александр Сергеевич Пушкин, «поклонник дружеской свободы, веселья, граций и ума», в своих юношеских стихах с романтическим чувством воспевал лицейское братство. У престарелого Г.Р.Державина, давно ставшего сугубым реалистом, настоящий восторг вызвало на экзамене чтение Пушкиным стихотворения «Воспоминания о Царском Селе». Оно воскресило в Державине романтические воспоминания о юности российской поэзии. К окончанию лицея у Пушкина уже сложилась в поэтических кругах репутация надежды отечественной словесности. Первые из сохранившихся стихотворений похожи на французскую «легкую» поэзию, всегда подернутую как бы романтическим флером.
В послелицейский период в ранних поэмах Пушкина перед нами уже не восторженный подражатель зарубежным образцам, а певец ярких и вольных страстей национального русского характера. Поэт-романтик Василий Андреевич Жуковский сразу после прочтения поэмы «Руслан и Людмила» признает в Пушкине «победителя-ученика» за то, что молодой поэт «прививает» на русскую почву западную волшебную сказку, что никак не удавалось сделать более опытным литераторам. Потом появится «Сказка о спящей царевне и семи богатырях», «Сказка о царе Салтане» и другие.
Из надежды русской словесности Пушкин в глазах почитателей его молодой поэзии быстро вырастает в признанного лидера, занявшего вакансию «первого романтического поэта» России. Но в сказках Пушкина заметно разительное отличие позиции поэта от общего настроя «романтиков»: даже «волшебные» персонажи — Финн, Наина, Черномор, Царевна-лебедь — наделены характерами реальных людей, не говоря уже о чертенке из более поздней «Сказки о попе и его работнике Балде». Даже «Снегурочка» сугубого реалиста А.Н.Островского остается мифическим призраком по сравнению с живыми персонажами сказок Пушкина.
Вольнолюбивые и антитиранические мотивы ранней лирики выражают романтическое и восторженное личное отношение
Пушкина к окружавшей его действительности. Политическими «мечтателями» были друзья-поэты Пушкина Дельвиг и Кюхельбекер и будущий декабрист Пущин. Даже дружба Пушкина с П. Я. Чаадаевым, убежденным противником крепостничества и сторонником «западных« свобод, не совершила перелома в творчестве Пушкина. Он пока остается «неисправимым романтиком»:
Увижу ль, о друзья! народ неугнетенный
И Рабство, падшее по манию царя,
И над отечеством Свободы просвещенной
Взойдет ли наконец прекрасная Заря?
В приподнято-романтических тонах выдержано «высокое» дружеское послание «Чаадаеву»:
Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы,
Мой друг, отчизне посвятим
Души прекрасные порывы!
Сам Чаадаев до конца дней оставался таким же «неисправимым романтиком», если в своих «Философических письмах» верил в возможность переустройства общества на «разумных» началах. В «Песни о вещем Олеге» Пушкин развивает романтический мотив боговдохновенности свободного творчества:
«Волхвы не боятся могучих владык,
И княжеский дар им не нужен.
Правдив и свободен их вещий язык
И с волей небесною дружен…»
Романтическая поэтизация индивидуализма, сложно связанного со свободолюбием, могучей страсти или разочарования позже сочетаются с преувеличенным вниманием поэта к экзотическому колориту, что тоже характерно для романтизма:
«…Мы вольные птицы; пора, брат, пора!
Туда, где за тучей белеет гора,
Туда, где синеют морские края,
Туда, где гуляем лишь ветер… да я!..»
Но уже в двадцать четыре года Пушкин слышит скрип «телеги жизни», а в двадцать пять в стихотворении «Разговор книгопродавца с поэтом» поэт с горечью признает, что наш век «железный» — бестрепетный «торгаш», и навсегда прощается с романтизмом в стихотворении «К морю»: «Прощай, свободная стихия!». Причина преображения поэта прозрачна: романтические представления декабристов разбились о реальность кандалов в каторжных
казематах. Поэт переходит к практической разработке разнообразных жанров и стилей прозаического письма. «Неукрашенная» проза «Повестей Белкина» и других повестей словно перекинула русскую литературу из восемнадцатого в век девятнадцатый, где на пока недосягаемых для русских литераторов вершинах царили французские и английские писатели-реалисты.
Великий русский реализм будущей «натуральной» школы появился на фундаменте отечественной словесности, в котором один из самых важных, «краеугольных» камней был заложен Пушкиным. Поэт своим разносторонним творчеством предвосхитил развитие этой основной традиции в русской литературе. Пушкиным-реалистом были впервые очерчены наболевшие проблемы русской жизни, часто в их трагическом противостоянии и неразрешимости — народ и власть, государство и личность, роль личности и народа в истории. Трагедия «Борис Годунов», поэмы «Полтава», «Медный всадник», роман «Капитанская дочка» предопределили первостепенное значение реализма в отечественной словесности, которую Александр Сергеевич Пушкин поднял на уровень мировой литературы.