В центре повествования — разгром партизанского
отряда. Но название романа имеет
двойственное толкование:
1) физическое уничтожение отряда;
2) разгром самой идеи революции, уничтожающей самых преданных
своих бойцов.
Но о второй идее, безусловно, сам автор не догадывался, она невольно
была реализована в художественном пространстве произведения.
Основная идея. Основную идею романа формулирует сам автор:
«В гражданской войне происходит отбор человеческого материала,
все враждебное сметается революцией, все неспособное к настоящей
революционной борьбе, случайно попавшее в лагерь революции,
отсеивается, а все поднявшееся из подлинных корней революции,
из миллионных масс народа, закаляется, растет, развивается в этой
борьбе. Происходит огромнейшая переделка людей.
Эта переделка людей происходит успешно потому, что революцией
руководят передовые представители рабочего класса — коммунисты,
которые ясно видят цель движения и которые ведут за собой
более отсталых и помогают им перевоспитываться…».
Цель благородная, но в данном контексте высказывания хочется
задать вопрос: «Цель и средство — одно? Цель оправдывает средства?»
Для большинства в период гражданской войны ответ был однозначным:
«Все средства хороши для борьбы за светлое будущее».
Идея романа «Разгром» парадоксальным образом работает против
себя: погибают Морозка, Метелица: «все враждебное сметается
революцией» — в романе сметаются самые преданные ей люди.
Морозка -Мечик. В системе образов романа происходит контрастное
противопоставление рабочего Морозки и интеллигента Мечика.
Контрастность этих образов позволяет рассмотреть влияние идеи на
человека, соотнесенность идеи и человека, поэтому содержание романа
составляют не конкретные события, приведшие к разгрому отряда,
а процесс формирования человека.
Образ Морозна. Морозка в начале повествования — стихийный
человек, ни о чем не задумывающийся. До того, как он попал в отряд,
он был как все: жил в шахтерском поселке, пошел работать на
шахту, как шли все, пил, гулял, как все, женился на откатчице Варе,
неразборчивой по части мужского пола, как все пошел на гражданскую
войну. Он все делает необдуманно, его как будто несет куда-то
какая-то жизненная сила.
Мечик ему сразу не понравился, хотя он спас его и привел в отряд,
но именно Мечик заставил Морозку задуматься над своей жизнью.
Начало изменений — в сцене в госпитале, когда он вдруг обнаруживает,
что ревнует Мечика к Варе — до этого момента он равнодушно
относился ко всем изменам своей жены. Встреча с Мечиком заставляет
пересмотреть его отношение к самому себе. Морозка добровольно
приходит в отряд к Дубову, и впервые недоволен собой — а это первый
признак рождения самосознания.
Развитие образа Морозки (от стихийного человека к человеку
осознанному) показывает процесс воздействия идеи революции
на сознание стихийного человека. Идея проникает в Морозку, и он
начинает задумываться, расширяется его видение мира, усложняются
эмоциональные переживания. Великая идея переделывает человеческий
материал, но, став сознательным бойцом, Морозка гибнет от
предательства Мечика.
Образ Мечика. На протяжении восьмидесяти лет советская критика
приклеивала к Мечику разные ярлыки: «эгоист, зараженный
буржуазным идеализмом»; «в нем начисто отсутствует могучее, деятельное
и облагораживающее чувство коллективизма»; он «раздавлен
индивидуализмом» и т. д.
Мечик — интеллигент, который, как и многие интеллигенты, воспринял
революцию в виде романтической идеи обновления старой
жизни. Марксистская литература сформировала его революционное
сознание, и он сознательно выбрал путь, приведший его в отряд
Левинсона. Он оставил прошлое, чтобы начать новую жизнь. Книжное
романтическое представление было разбито при первой же встрече
с партизанами из дозора, которые, не разобравшись, избили его.
Но он заставил себя преодолеть свое разочарование, и ему гораздо
труднее в отряде, чем Морозке. С самого начала между ним и партизанами
был холод отчуждения, его не принимали, а Морозка называл его
«чистеньким» и «желторотым». Свою разочарованность Мечик
не может скрыть, и его отношение к лошади, за которой он не ухаживал,
показывает его не с лучшей стороны. Отрядная жизнь прошла
мимо него, и в таком отчуждении потонули его романтические
мечты о новой жизни.
Идею социалистического гуманизма Фадеев раскрывает в сценах
с Фроловым, с корейцем, с человеком в жилетке. Фролов был
тяжело ранен и мешал более быстрому продвижению отряда, доктор
Сташинский и командир отряда Левинсон решают ускорить его
смерть. Случайно услышав их разговор, Мечик искренне поражен
той легкости, с которой они рассуждали о жизни и смерти человека.
Сцена с корейцем еще более отвратительна в своей жестокости.
У корейца отбирают свинью и обрекают всю его семью на голодную
смерть. Левинсон раздумывал над очень трудным решением: один
или много. Отобрав свинью, Левинсон смог накормить весь отряд.
Мечик единственный, кто видит в этом поступке бесчеловечность…
но, говорит автор, «ел мясо со всеми». Человека в жилетке расстреляли
без суда и следствия по законам военного времени. Мечик —
единственный, кто, наблюдая за жизнью отряда, смог почувствовать
жестокое и бесчеловечное содержание идеи революции, об этом он
говорит Левинсону в сцене, которую можно считать кульминационной:
«Я теперь никому не верю… Я знаю, что если бы я был сильнее,
меня бы слушались, меня бы боялись, потому что каждый здесь только
с этим и считается, каждый следит здесь только за тем, чтобы набить
свое брюхо… Мне кажется иногда, что, если бы они попали завтра
к Колчаку, они так же служили бы Колчаку и так же жестоко
расправлялись бы со всеми, а я не могу этого делать!..» В этих словах
показано неприятие революции с ее жестокостью, с ее прославлением
коллективного «мы». Но Фадеев делает совсем другой акцент
на образе Мечика, последовательно проводя мысль о предательстве
этого «чистенького» интеллигента, говорящего нелицеприятные вещи
о революции и о ее бойцах. Через маленькие предательства Мечик
приходит к большому — обрекает на гибель своего спасителя Морозку.
Мечик, показывает Фадеев, один из тех людей, которые принимают
идею только в той ее части, которая не требует от них больших жертв,
ему хочется бороться за идею, ничем не поступаясь. Он все время
оправдывает себя, потому что любит себя больше всего на свете:
«больше всего на свете он любил все-таки себя — свою белую и грязную
немощную руку, свой стонущий голос, свои страдания, свои
поступки — даже самые отвратительные из них». Совершив свое предательство,
сознавая его, испытывая ужас от того, Мечик «не мог
подавить в себе личных надежд и радостей, которые сразу зашевелились
в нем», а самое неприятное, что все же возникало в нем, так это
«жалость к самому себе».
Образ Мечика для Фадеева — это реализация идеи революции
в той части, где все враждебное сметается ею, и поэтому Мечик
должен был стать предателем. На долгие годы в литературной критике
остался образ интеллигента, слабого и эгоистичного. Но если
отбросить такую идеологическую трактовку, то образ Мечика приобретает
совсем другую окраску.
Попав в отряд, он ужаснулся крови, грязи, насилию, несоответствию
идеи и практической ее стороны. И он единственный, кто ставит
под сомнение достижение цели любой ценой. Вначале Фадеев
хотел подвести своего героя к самоубийству, но потом все же привел
его к предательству. Но даже при таком сюжетном решении образ
Мечика не получился однозначным, и через него в романе решается
проблема революционного гуманизма.