Баллада — жанр поэзии романтизма. Сюжетное стихотворение,
построенное на фантастическом, фольклорном,
легендарно-историческом, бытовом материале,
с мрачным, таинственным колоритом. Жанр баллады
пришел из средневековой поэзии.
Баллада «Светлана» отличается уже от предыдущей баллады
«Людмила», созданной по немецкому образцу (возвращение жениха-
мертвеца за своей невестой и их путь к гробу). В «Светлане»
Жуковский попытался перенести сюжет немецкой баллады на русскую
почву, в результате получилось очень светлое произведение. Характер
героини получился чистым, кротким, верным. Для изображения
своей героини Жуковский использовал фольклор, который помог ему
создать образ в сентиментальном ключе.
Грустная Светлана гадает в крещенский вечерок у зеркала о своем
женихе. Появляется жених и говорит, что ее просьба услышана
небесами. Он сажает ее в сани, и они едут по снежной степи. Светлана
видит храм и слышит церковное отпевание. Сани подъезжают
к хижине. Кони и жених исчезают. Светлана, перекрестившись, входит
в дом и видит гроб. Из гроба встает мертвец и тянет к ней руки.
Но Светлану спасает чудесный голубок, закрывающий ее своими
крыльями от страшного призрака. В голубке героиня узнает своего
милого — и пробуждается. В финале появляется живой и невредимый
жених. Герои соединяются и играют свадьбу.
Светлана в отличие от отчаявшейся героини предыдущей баллады
(Людмилы), не ропщет на судьбу, не зовет на суд Творца, но молит
ангела-хранителя утешить ее в печали. Она очень религиозна, поэтому
темные силы не властны погубить ее чистую душу. Герои
«страшных» баллад Жуковского всегда страдают и погибают из-за
своего греха, Светлана же — невинная героиня, поэтому ее «вещий»
сон не сбывается. Здесь балладная логика разрушается (героиня
не гибнет, а наоборот — соединяется со своим возлюбленным).
Поэтому Светлана — не балладная героиня.