Вы находитесь: Главная страница> Ломоносов Михаил> Биография Михаила Васильевича Ломоносова (1711-1765)

Сочинение на тему «Биография Михаила Васильевича Ломоносова (1711-1765)»

Михаил Васильевич Ломоносов родился
близ с. Холмогоры Архангельской губернии
всемье крестьянина Василия Дорофеевича
Ломоносова. Мать Елена Ивановна
(дочь дьякона) умерла рано, когда Михаиле было 8-9 лет. В своей
семье он смог получить начальное образование по «Грамматике»
Смотрицкого и по «Арифметике» Магницкого. Эти книги стали для
будущего великого ученого и поэта «вратами учености».
В декабре 1730г. Ломоносов решительно меняет свою жизнь: он
уходит с рыбным обозом в Москву, и уже в январе 1831г. поступает
в Славяно-греко-латинскую академию. Ему даже пришлось назвать
себя сыном холмогорского дворянина, иначе он не был бы зачислен
в Академию.
Ломоносов был лучшим учеником и учился со страстью, поэтому
получал только отличные аттестаты и рекомендации к дальнейшему
продолжению образования. Он учится в Петербурге и Германии.
В Германии он обучается химии, физике, металлургии с 1736 по 1741 г.
В 1740 г. женится на Елизавете-Христине Цильх, дочери пивовара.
В июне 1741 г. он возвращается в Петербург и с этого времени и
до конца своих дней работает в Академии наук сначала в должности
помощника профессора физики, потом, с 1745 г. — профессора химии.
После 1747г. — в должности академика, т. е. за 6 лет (1741-1747)
Ломоносов прошел путь от помощника профессора до академика.
В 1754 г. Ломоносов составляет проект создания Московского
университета, который был открыт в 1755 г. Русский ученый был
необыкновенно почитаем в Европе. Его труды по физике, химии,
математике, механике, филологии, геологии удивляли прежде всего
(а это признают ученые) смелостью мысли и основательностью.
С 1758 г. Ломоносов -директор Географического департамента
Академии наук.
1763 г. — почетный член Петербургской академии художеств.
С1763 г. Ломоносов — член Стокгольмской академии.
С1764 г.- член Болонской академии.
Ломоносов, по воспоминаниям современников, был человеком
очень крутого нрава, порой не умевшим справиться со своими эмоциями.
Ложь и несправедливость находили в нем яростного обличителя.
При правлении императрицы Екатерины II он попал в опалу, и ему
нашли замену. Конечно, такое положение дел не могло не огорчать его.
Но эти обстоятельства кажутся мелкими и незначительными, если
вспомнить все заслуги великого ученого и поэта перед Россией.
Ломоносов — великая слава России.
Ломоносов-поэт. Писать стихи также входило в обязанности
Ломоносова. Великий ученый был не только поэтом, но и создал
теорию стихосложения. Основные филологические труды Ломоносова:
«Письмо о правшах Российского стихотворства» (1739), «Риторика.
Краткое руководство к красноречию» (1748), «Российская грамматика
» (1755), «Предисловие к пользе книг церковных в российском
языке» (1757).
Поэт писал оды, трагедии, сатиры и эпиграммы, но отдавал предпочтение
оде.
Ода — главный жанр ломоносовской поэзии.

| Ода — жанр высокой, патетической, прословляющей
| лирической поэзии.

Наиболее известная и совершенная в художественном отношении
ода Ломоносова «На день восшествия на всероссийский престол
ее величества государыни императрицы Елизаветы Петровны
1747года». Она посвящена шестилетней годовщине пребывания на
российском троне императрицы Елизаветы Петровны, дочери Петра
Великого. Это произведение поражает прежде всего тем, что, посвященное
конкретному лицу, императрице Елизавете, оно прославляет
силу и мощь Российского государства.
Образцом истинного монарха-просветителя является Петр I,
и поэт не жалеет красок, чтобы возвеличить и прославить его образ.
Наделяя Елизавету высокими эпитетами, поэт стремится пробудить
в ней стремление продолжать дело Петра, указывая на неисчислимые
богатства России.
Ода завершается гимном науке, где есть такие строки:
О вы, которых ожидает
Отечество от недр своих
И видеть таковых желает,
Каких зовет от стран чужих,
О, ваши дни благословенны!
Дерзайте ныне, ободренны,
Раченьем вашим показать,
Что может собственных Платонов
И быстрых разумом Невтонов
Российская земля рождать.
Науки юношей питают,
Отраду старым подают,
В счастливой жизни украшают,
В несчастной случай берегут;
В домашних трудностях утеха
И в дальних странствах не помеха.
Науки пользуют везде —
Среди народов и в пустыне,
В градском шуму и наедине,
В покое сладки и в труде.
Возвышенный стиль оды достигается привлечением живописных
метафор, эпитетов и аллегорий, гипербол и смелых олицетворений,
риторических вопросов и обращений. В оде есть также мифологические
образы, старославянизмы. Весь строй пронизан ораторской
интонацией.
Обратим внимание на две его оды, имеющие не совсем поэтические
названия: «Вечернееразмышление о Божием величестве при
случае великого северного сияния» (1743) и «Утреннееразмышление
о Божием величестве» (1743).
«Утреннееразмышление…» (1743). С самого начала стихотворения
поэт создает величественный образ Солнца, чей свет становится
символом Божественной премудрости.
Образ Солнца соткан Ломоносовым из огненных метафор и сравнений:
«горящий вечно океан», «огненны валы», «вихри пламенны»,
«горящие там дожди».
Поэтическое воображение рисует восхитительные картины божественного
мира, недоступные лицезрению человека. Там самым
он выражает восхищение Творцом:
Творец, покрытому мне тьмою
Прости премудрости лучи
И что угодно пред Тобою
Всегда творити научи,
И на Твою взирая тварь,
Хвалить Тебя, бессмертный царь.
Ода — излюбленный жанр поэтов-классицистов, должна прославлять
разум человеческий (в образе просвещенного монарха).
Ломоносов же в этих двух «размышлениях» восхищается разумом
Творца, являя его совершенным и понимая ограниченность человеческого
разума. Здесь он противостоит всей концепции европейского
просвещения, считающего человеческий разум самодостаточным.
Создавая строки «Вечернегоразмышления…», Ломоносов обращается
к священным текстам, проверяя свои научные познания:
Открылась бездна, звезд полна;
Звездам числа нет, бездне-дна.
Уста премудрых нам гласят:
Там разных множество светов;
Несчетны солнца там горят,
Народы там и круг веков:
Для общей славы Божества
Там равна сила естества.
Эти строки, наполненные восхищением Мирозданием, стали поэтической
формулой выражения красоты Вселенной.
Он, ученый в разных областях (химии, физики, математики, механики,
астрономии и др.), опирается в своих знаниях на размышления
святых («уста премудрых»); «там разных множество светов», там
много других цивилизаций, созданных для славы Божьей).
Переводчик библейских текстов. В классицистической литературе
Ломоносов стал своеобразным поэтическим переводчиком
священных текстов. Наиболее важным является выбор отдельных
мест из книги Иова в Библии (1743). Он выбрал те места, где Бог
отвечает на упреки и сетования человека. Поэтический образ Всевышнего
возвеличен над тщетой человеческих усилий. И что же остается
человеку? — Смириться. Такое понимание возможностей человеческого
разума было противопоставлено классицистическому
пониманию:
Стесняя вихрем облак мрачный,
Ты солнце можешь ли закрыть
И воздух…