Критики называют поэму «Демон» венцом этического творчества М.Ю.Лермонтова. Над текстом этого произведения автор работал в течение десяти лет, за это время было создано восемь различных редакций поэмы. В основе сюжета «Демона» лежит известное библейское предание о падшем ангеле Азраиле, который осмелился восстать против Господа и за этот проступок был навеки изгнал из райских кущ и превращен в темного духа, олицетворяющего вечное зло. Понятие зла и добра Лермонтов трактовал по-своему. В литературе традиционным считается понимание добра как покорности Богу и добровольное следование его заповедям, а зла — как неповиновение Всевышнему и выбор неправедного пути.
У поэта же, напротив, Господь не добрый владыка, а жестокий и прямолинейный тиран, а Демон — та сила, которая пыталась свергнуть его с престола. В рассматриваемой поэме поменялись местами привычные нам понятия, зло и добро приобрели новый смысл, не соответствующий общепринятой морали православной религии. Демон, являясь, по сути, средоточием зла, вовсе не отрицает существующее в мире добро, но понимает его иначе, чем обычные люди. В соответствии с «традиционной» христианской моралью, добродетель означает смирение, покорность, а зло — противостояние этим правилам.
Но для Лермонтова, напротив, добро является синонимом непокорности, борьбы, а виновником происходящего в мире зла становится сам Господь. Поэт искренне считает, что добрый и справедливый Бог никогда бы не создал такую Землю. Присутствие Господа ощущается в каждой строчке поэмы. Бога даже можно назвать одним из главных действующих лиц, несмотря на то, что его присутствие незримо и неосязаемо. Именно о нем постоянно упоминают герои, лишь Всевышнего обвиняют в несправедливостях и преступлениях, совершаемых в земном мире, поскольку люди были сотворены по божественному образу и подобию.