Вы находитесь: Главная страница> Фадеев Александр> Героическое в романе А.А. Фадеева «Разгром»

Сочинение на тему «Героическое в романе А.А. Фадеева «Разгром»»

Многообразные впечатления, вынесенные А. Фадеевым в годы партизанских сражений на Дальнем Востоке, нашли свое яркое художественное отражение в его романе «Разгром», созданном в 1927 году. Определяя ее замысел, писатель отмечал, что в гражданской войне происходил «отбор человеческого материала», все лучшее и растущее в народе закалялось и развивалось в этой борьбе. И композиционное расположение глав в романе отразило эту авторскую мысль и его замысел; сказались они и в контрастном принципе чередования «портретов» героев, в смене комических сцен трагическими и ^героическими. Стремясь проникнуть во внутренний мир персонажей, Фадеев в начале книги резко ограничивает событийность своего романа, дает минимальное количество военных сцен. Последующее развивающееся действие увлекает читателя стремительностью. но из поля его зрения никогда не выходят центральные персонажи, и ни одна фигура не заслоняет другую. Писателем захвачено небольшое пространство и время действия (около трех месяцев), включено сравнительно небольшое количество действующих лиц (до 30), а из них отобрано несколько для наиболее тщательного рассмотрения закаляющихся характеров. Последние 4 главы передают бурное развитие действия, решающие батальные сцены дорисовывают ведущих персонажей.
В чем же героизм этих людей, запечатленный Фадеевым?
Героям романа приходится действовать в труднейших условиях бесконечных переходов, таежной глухоты и неизвестности, окружения, опасности, ежеминутно подстерегающей гибели, когда под «кованным смертью сапогом», нависшим над людьми, мог остыть любой порыв и могли быть подорванными энтузиазм и романтика. Но этого не происходит. И чем больше препятствий вырастает на пути к достижению победы («трудный крестный путь лежал впереди»), чем сильнее напряжение людей и натяжение всех их нервов, тем выше ценность показанного в романе партизанского подвига. Героическое в книге А. Фадеева отразило реальный, невиданный героизм удивительных людей. Знакомство с прототипами персонажей романа в этом убеждает.
Писатель раскрывает коллективный характер этого героизма. Люди жертвуют своими частными интересами ради общего дела. Самоотверженность, мужество, мобилизация всех внутренних возможностей оказываются настолько свойственными им, что типичным характером «Разгрома» является именно героический характер.
Этот героизм становится будничным. Ежедневно под покровом обыденности совершаются необыкновенные дела, вызревает длительный, полный напряжения и усилий, упорный, трудный героизм повседневной работы. А. Фадеев интересно соединяет праздничное и будничное, высокое и неприметное, масштабное и незначительное.
Писатель разрабатывает и интересно варьирует «образ железа», очень выразительный в характеристике твердости и стойкости человека. В противовес смертельному «железу» врага Фадеев рисует металлическую неподатливость сопротивпяющихся людей: «В железном упорстве их движения, несмотря на его медлительность, чувствовалась уверенная в себе, разумная и в то же время слепая сила…»
Особенная настойчивость будничного героизма свойственна людям «угольного племени» — представителям рабочего класса, для которых характерны такие качества, как умение преодопевать трудности, товарищеская взаимопомощь, коллективизм, выдержка, дисциплинированность, высокое мужество. Вот отчего так тяжело переживают Дубов. Гон- чаренко и их товарищи проступок Морозки, стыдятся случившейся неорганизованности во время тревоги. Именно Гончаренко во время первой вылазки сумел спешно начинить фугасы и отцепить товарные вагоны от состава, а Дубов со своим взводом внезапно и смело появляется на линии, пробравшись сквозь неприятельское пекло и ловко уходит от кавалерийских разъездов.
Наиболее ярко выделяется в этой группе персонажей Бакланов, исключительно бесстрашный и смелый, быстро перенимающий у командира его жизненный опыт, а вместе с ним — навыки борьбы, работы, поведения. Недаром его называют героическим помощником Левинсона и боевым парнем. Бакланов стал настоящим символом героизма, поэтому читатель скорбит о его гибели.
На фоне коллективного героизма Фадеев показывает личное, индивидуальное мужество человека, поступки исключительные, выходящие за границы привычного, его способность идти на риск. Таков Метелица в эпизоде разведки.
В его характеристике преобладают романтические черты. Наделяя его такими качествами, как физическая цепкость, жизненная сила, которая билась в нем неиссякаемым ключом, стойкость, безумная отвага, Фадеев часто сравнивает его со стремительной птицей. Он скачет на зов командира и проносится, «согнувшись по-ястребиному». Такое сравнение служит выразительной обрисовке героя, романтизирует его подвиг. Весь он где-то над землей, приподнят над обыденностью и мелочной суетой, стремителен и порывист, поистине как метепица.
Близок ему Морозка, в облике которого есть что- то от сказочных персонажей. Не случайно он появляется с «разбойным свистом», на который, «как в сказке, вылетает из чащи курчавый, звонкокопытый жеребец». И даже в представлении Мечика Морозка возникает на оскаленном жеребце «с развевающейся огненной гривой». Рисуя любимого героя, Фадеев проспеживает нелегкий путь его к подвигу, сложное становление его характера, раскрывает мотивы его действий. Лейтмотивом образа остается постоянное тяготение к высокому и значительному.
А. Фадеев вовсе не стремится показать непременно идеальных героев. Рисуя Левинсона, он освобождает его от черт исключительности, показывает его маленьким, с рыжей бородой, потешно размахивающим огромным маузером, передает его беспредельную усталость, порой — растерянность. Но это человек подлинно героического склада, взявший на себя решение исключительной по своим трудностям задачи. Он жертвует своим личным ради интересов других людей во имя «нового, прекрасного, сильного и доброго человека». Мечта эта дает простор его воле и творчеству, целеустремленнос- ти и широте мышления. Для героизма, как подчеркивает Фадеев, нужны не только эмоциональный порыв, как у Метепицы, но и сильный разум.
Раскрывая героическое, писатель создает и такие характеры, которые лишены этого качества. В них господствует или дух практического расчета и приспособленчества (Чиж) или обывательско-мещанское благоразумие и самокопание (Мечик), ведущие к полному отчуждению личности от общества и ее нравственному падению.
Подвиг становится в изображении Фадеева вершиной героического. Таков выразительный эпизод перехода людей через трясину и повествование о том, как совершил Морозка свой последний мужественный поступок. В свои поспедние мгновения он почувствован в себе всех этих уставших, доверившихся ему пюдей. Личный подвиг становится примером для многих. Сначала — для Бакланова, чье лицо загорелось «величайшей из страстей», потом для Левинсона, затем — для всех партизан.
Очень жаль, что сегодня роман Фадеева отошел в глазах читателей на второй план. Люди в чем- то очень важном обеднят свой духовный мир, пройдя мимо этой замечательной книги, где говорится о наших дедах, об их подвиге во имя свободы, как бы они ее ни понимали, об их неповторимом человеческом героизме.