Что есть правда и что есть ложь? Этим вопросом человечество задается напротяжении многих сотен лет. Правда и ложь, добро и зло всегда стоят рядом,одно без другого просто не существует. Столкновение этих понятий являетсяосновой многих всемирно известных литературных произведений. Среди них исоциально — философская пьеса М. Горького «На дне». Главное в еесюжете — столкновение жизненных позиций и взглядов разных людей. В «Надне» автор задается характерным для русской литературы вопросом о двухвидах гуманизма. Гуманизм Луки призывает к жалости и состраданию, примиряет струдностями жизни. Гуманизм же Сатина призывает не бояться смотреть правде вглаза, не примиряться с несправедливостью, а бороться за свои права человека.Кто же прав — Лука или Сатин? Что для каждого из них правда и что ложь?Чтобы ответить на эти вопросы, обратимся к тексту произведения.»Подвал, похожий на пещеру». Затхлый и душный воздух. Каменныезакопченные своды, нары, грязь, и люди, живущие в атмосфере беспробудногопьянства, грабежей, ругани и разврата. Вот, что мы видим с первых страницпьесы. Большего «дна» и представить себе трудно. Спустя некотороевремя в ночлежке появляется Лука, который несет с собой «ласковое»слово для каждого ее обитателя. Именно доброго к себе отношения так нехватало им. Этим несчастным людям, отверженным обществом, был нужен человек,который пожалел и утешил бы их. Ночлежники, привыкшие жить в своем подвалепо пещерным законам, давно отвыкли от нормальных человеческих отношений. Имбыло просто не обойтись без Луки, который говорил: «Христос всех жалел инам так велел.»Жалость и сострадание, бесспорно, необходимы в суровом миредействительности. Сочувствие помогает человеку понять, что он не один, чтоего понимают и поддерживают окружающие. Возможно, он вновь приобрететуверенность в себе и в своих силах. А тогда ему будет легче справиться сосвоими проблемами. Но я считаю, что все хорошо в меру. Как каждого лекарства,жалости должно быть определенное количество. Главное — не перейти тонкуюгрань между пользой и явным вредом.Лука полагал, что правдой вряд ли можно вылечить человеческую душу, можнолишь смягчить боль утешительной ложью. Он с самого начала наметил себеложный курс.
Новый обитатель ночлежки не старался заставить людей изменитьчто-либо в их жизни, а лишь утешал и жалел их. Лука сразу стал относиться кночлежникам как к непоправимо потерянным людям. Разве так поступает человек,который искренне хочет помочь! Да, смертельно больной Анне нужна была лишьтакая помощь. Необходимо было скрасить ей последние минуты жизни, успокоить.»Ты — с радостью помирай, без тревоги..» — говорил он умирающей.Другое ей уже не помогло бы. Но даже с этой задачей старик не справился, инесчастная умерла в беспокойстве. Что уж говорить о «здоровых»людях! Свою «утешительную» философию он примерил и к ним. Своимисладким пилюлями Лука поселил героев в мир заблуждений и иллюзий. Пожилойстранник, призывавший к терпению и примирению, еще больше воспитывал вночлежниках слабость и неспособность бороться. Бедные люди и до его приходабездействовали в силу привычки, не сопротивлялись обстоятельствам. Лука же,по-моему, своим ложным гуманизмом еще больше навредил, «связав»окончательно им руки и ноги. «Ты — надейся! Ты — верь!» — внушал оним. Человек не может постоянно жить иллюзиями, и рано или поздно придетсяуслышать горькую правду, которая «всегда поднимается над ложью, какмасло над водою». Так не лучше ли как можно скорее открыть глаза нажизненные противоречия и проблемы и перейти к решительным действиям! Ведь»кто живет лишь надеждой, рискует умереть голодной смертью».Очевидно, и сам автор придерживается подобного мнения. Он выстраиваетсюжетную линию пьесы так, чтобы читатели смогли разобраться в его позиции поэтому вопросу и убедиться в том, что гуманизм Луки — ложный гуманизм.Философия странствующего проповедника проверяется на героях пьесы и в итогетерпит поражение. Художественное развенчание ее сопровождается разваломночлежки: повесился Актер, Пепел попал в Сибирь на каторгу, загублена судьбаНаташи…Иначе говоря, автор больше симпатизирует теории Сатина. Ведь «ничто такне радует глаз, как правдивость; ничто так не безобразно и непримиримо сразумом, как ложь».
Правда, пусть даже самая горькая, всегда должнапобеждать. Я считаю, что не бывает гуманной лжи, и рано или поздно онапринесет вред тому, кто верит в это заблуждение. А ложь — чистейшеепроявление неуважения к человеку. Уважать же человека надо всегда; кем бы онни был, он прежде всего человек. В этом я, безусловно, соглашусь сКонстантином Сатиным.Но к сожалению, одной лишь теории бывшего телеграфиста тоже оказалосьнедостаточно. Он тоже ничего не смог изменить ни в своей жизни, ни в жизнидругих обитателей «дна И, возможно, проблема здесь не в правильноститеорий, а в самих людях, которые с Лукой или без него, с Сатиным или без,так и не поднялись бы со «дна». Большая часть того, чего мыдобиваемся в жизни, зависит от нас самих.Проблема истинного и ложного гуманизма не решается раз и навсегда. Время нестоит на месте, меняются обстоятельства жизни, меняются люди. Каждоепоследующие поколение решает для себя эту проблему в соответствии снравственными идеалами времени. Поэтому пьеса Горького актуальна во всевремена, и сейчас можно говорить о современности спора о гуманизме.