Вы находитесь: Главная страница> Фадеев Александр> Морозка и Мечик (по роману А.А. Фадеева «Разгром»)

Сочинение на тему «Морозка и Мечик (по роману А.А. Фадеева «Разгром»)»

Морозка и Мечик — герои романа А. А. Фадеева «Разгром», в котором автор, по словам К. С. Станиславского, стремился «показать революцию через душу человека». Знакомством с ними и начинается роман, первая глава которого так и названа — «Морозка», а вторая — «Мечик».
Морозка — четвертый сын в семье, шахтер во втором поколении, родившийся в темном бараке, у шахты номер два, когда гудок звал на утреннюю смену. До двадцати семи лет жил он, как жили на Сучанском руднике: «не искал новых дорог, а шел старыми, уже выверенными тропами», то есть, что называется, плыл по течению: гулял, «портил» девок, воровал огурцы и дыни с баштанов, был на фронте, вернувшись, женился, потом ушел защищать Советы. «Он все делал необдуманно: жизнь казалась ему простой, немудрящей, как кругленький муромский огурец с сучанских баштанов». Морозка — типичный представитель сучанских шахтеров. Он очень грубый, однозначный человек, для которого не существует ни любви, ни красоты, ни природы, а существуют только два инстинкта: классовый и самосохранения. Для него мир делится на своих и чужих, и никаких между для него не существует. Но в отряде знали, что он свой в доску и ни при каких обстоятельствах не предаст своих.
Морозка и Мечик в романе связаны: они появляются в текстовом пространстве почти вместе, вместе уходят из романа (вместе, но по-разному) и в ходе повествования противопоставляются друг другу.
Первый раз мы видим Мечика глазами Морозки, который, направляясь с пакетом в отряд к Шалдыбе, видит разгром формирования: «В задней кучке бегущих в панике людей, в повязке из платка, в кургузом городском пиджаке, неумело волоча винтовку, бежал, прихрамывая, сухощавый парнишка», который потом упал, но не был убит, а люди бежали, не оглядываясь, бросив его.
Вот этого парнишку, который впоследствии оказывается Павлом Мечиком, и спасает Морозка. Павел Мечик — студент, девятнадцати лет, который недели три тому назад, с путевкой в кармане, бодро посвистывая веселенький городской мотивчик, пришел в отряд к Шалдыбе, желая борьбы и движений и абсолютно не представляя реально того, что ожидает его впереди, но создав в своем воображении очень приятную картину, состоящую «из порохового дыма и героических подвигов». И хотя его встреча с отрядом и то, каким он его увидел, совсем не совпадали с картиной, созданной им, он принимает отряд таким, какой он есть, но сам всё равно живет своим воображением. И уже после госпиталя, знакомясь со вторым отрядом, он живет не реальной жизнью, а в своем мире, в котором он окончательно замыкается, не разделяя судьбы отряда.
Мечик в сущности очень слабый, неприспособленный человек, которому никак ни примериться к жизни. Он очень чувствителен и внимателен к тому, какое впечатление он производит на окружающих, но не имеет того элементарного чувства, которое присуще в отряде всем (и Морозке тоже), чувства ответственности. Он не просто не любит животных, а даже не считает нужным ухаживать за лошадью, порученной ему. «Больше всего на свете он любил самого себя — свою белую и грязную немощную руку, свой стонущий голос, свои страдания, свои поступки — даже самые отвратительные из них», — вот почему совсем не неожиданно то предательство, которое совершает Мечик, отказывающий всем, кроме себя, в осознанном душевном движении, считавший себя умным, честным, чистым, благородным. Сначала Мечик предает девушку в светлых кудряшках, а затем идею, отряд, Варю.
Морозка не обманулся в нем, когда при первой же встрече, еще не зная, кто он, почувствовал его чужим человеком, человеком необязательным, на которого нельзя опереться. И если Мечик в течение всего романа как бы опускается вниз, то Морозка, наоборот, поднимается.
Сначала Морозка жил неосознанно, не думая, но после того, как расстался с Варей, он понял, что жизнь, которую вел, неверна, что возможна другая форма существования. И он один за другим совершает два уже осознанных поступка: первый, наводя порядок на пароме; второй — переход во взвод к Дубову. С этих поступков началось восхождение Морозки, его становление как личности, сопровождающееся ошибками, падениями, такими, как, например, поминки по убитому коню. За небольшой период времени у Морозки изменилось отношение буквально ко всему: ему стала дорога Варя, неосознанная жизнь сменилась на осознанную; для него стала существовать природа. За несколько секунд до смерти он ехал и ощущал всеми чувствами деревню, в которой он и люди смогут отдохнуть, «пахнущую скотом и сеном», полную жующих коров и хороших людей. И, увидев перед собой желтые околыши казачьих фуражек, он подумал о том, что Мечик все-таки сбежал, и в то же время почувствовал жалость к себе и к людям, ехавшим позади него, и сделал три сигнальных выстрела отряду.
Сопоставление двух судеб — Морозки и Мечика — дает возможность понять, что новое время по-своему испытывало людей. Мечик, единственный, кто, казалось бы, способен на сострадание, оказался предаталем, а простой паренек Морозка — героем.