В творчестве и в самой личности Сергея Михалкова определения «поэт, который пишет для детей» и «детский поэт» сливаются в единое целое. Память о счастливых годах детства являются традиционным состоянием поэта. Детство — это не только кладовая ярких впечатлений, это основа моральных ценностей и всей жизни любого взрослого человека, который формально распрощался с детством и вступил во взрослую жизнь. С. В. Михалков всю свою жизнь прожил в детстве. В статьях о любимом поэте многих поколений можно найти рассуждения о том, что С. Михалков мог легко подстроиться и свободно переключиться на волну детских воспоминаний, он мог свободно смотреть глазами ребенка на окружающий мир в любом возрасте. У него был настоящий дар присваивать себе, делать своими собственными мысли, чувства и впечатления детей. Но поэт никогда ни под кого не подстраивался, ничьи чувства он не делала своими. Сергей Михалков жил, находясь в своем реальном возрасте и одновременно с этим не расставаясь с детством. В его стихах нет наигранности, они искренни и наивны, как искренни и наивны рассуждения любого ребенка.
Ему нет никакой нужды присваивать и делать своими собственными чувства детей, поскольку они у него и так были. Стихотворения С. Михалкова органичны и гармоничны со внутренним состоянием поэта, с его мироощущением. Это не только не мешает восприятию его творчества, но и обостряет ощущения, позволяет анализировать противоречия нашей действительности, наблюдая их глазами детей, а также осложняет и углубляет их чувствование. Об этом может свидетельствовать все творческое наследие Сергея Михалкова, в том числе и придуманный им когда-то и до сих пор популярный киножурнал «Фитиль». Гармоничное сочетание взрослого и детского сознания, чувств и мироощущений являются основой любого из стихотворений поэта, написанного для детей и от имени детей.
В середине 30-х годов пришлого столетия Московский комитет комсомола предложил С. Михалкову поучаствовать в конкурсе пионерских песен. Поэт отправился в пионерский лагерь, расположенный в Подмосковье, и провел там вместе с детьми целую смену. Он ходил в походы, играл с детьми, придумывал соревнования на смекалку, купался, удил рыбу, жег с пионерами костры и пел около них песни. После возвращения из лагеря Сергей Михалков написал несколько пионерских песен и целый ряд веселых детских стихов. Вскоре из-под пира поэта вышел и знаменитый «Дядя Степа». Стихи и песни С. Михалкова были опубликованы в журнале «Пионер», руководство которого через некоторое время отправило поэта в Ленинград, предоставив ему возможность познакомиться с гениальным детским поэтом С. Я. Маршаком, который в то время жил и работал в городе на Неве. Сам Михалков об этой командировке вспоминает так: «Это была вторая в моей жизни творческая командировка.
Признаться, не без душевного трепета вошел я в здание ленинградского Дома книги на Невском проспекте, где в нескольких комнатах размещалась редакция детского отдела, возглавляемого С.Маршаком. Самуил Яковлевич принял меня сразу же. И «Дядю Степу» прочитал при мне. Таков уж был стиль работы в этой редакции, где каждого нового человека встречали так, как будто его самого и его рукопись давно уже поджидали. Разговор с Маршаком мне запомнился. И если впоследствии я не счел своего «Дядю Степу» случайным эпизодом в литературной работе, а продолжал трудиться для юного читателя, — в этом, может быть, прежде всего, заслуга Самуила Яковлевича Маршака». Поэма «Дядя Степа» впервые была опубликована в журнале «Пионер» в 1935 году, после чего не один раз выходила отдельной книгой. Очень быстро она принесла автору всеобщее признание, любовь и популярность.
К. Чуковский о молодом детском поэте отозвался так: «Появился новый поэт, самобытный, смелый. Стих Михалкова то озорной, то насмешливый, неотразимо певуч, лиричен, и в этом его главная сила». А в 1973 году уже не об отдельной поэме, а о трилогии «Дядя Степа», «Дядя Степа — милиционер» и «Дядя Степа и Егор» писали, что «она не имеет себе равных, как и добрый ее великан, с решительным и справедливым характером, умеющий быть веселым, мудрым, храбрым, любящим шутку и не выносящим несправедливости». Уже позже поэт напишет еще одну часть «Дядя Степа ветеран», которая станет результатом многочисленных просьб читателей, не хотевших расставаться с любимым героем и желающих видеть его не только в прошлом, но и в настоящем. Возраст поэта не составляет никакого секрета, однако секретом является его талант, который позволил стать С. Михалкову поистине вечным и подлинно народным поэтом. Произведения С. В. Михалкова любимы многими поколениями, не утрачивают своей популярности много десятилетий и сегодня не имеют себе равных. Стихи, басни, сказки, баллады, пьесы для детей и взрослых, либретто к операм, киносценарии и публицистика в который раз доказывают многогранность выдающегося детского поэта и его неповторимый талант. А представители старшего поколения прекрасно помнят Гимн Советского Союза, который впервые прозвучал на всесоюзном радио в новогоднюю ночь 1944 года, автором стихов к которому тоже был С. Михалков. А на камне, установленном возле Вечного огня у Кремлевской стены, выбиты великие, простые и емкие слова Сергея Владимировича Михалкова, посвященные Неизвестному солдату: «Имя твое неизвестно, подвиг твой бессмертен».