Нравственные качества человека Нравственная деградация, низость А.П. Чехов «Крыжовник» Жизнь за крыжовник Совсем маленький рассказ Антона Павловича Чехова вместил целую жизнь человека. Рассказ написан о жизни, а название у него — «Крыжовник», как будто в повествовании речь пойдет о выращивании этого плодоносного кустарника. Нет, речь, действительно, пойдет о людях, вернее, о том, как кислый, зеленый крыжовник может стать смыслом всей человеческой жизни. Николай Иванович, герой рассказа, с девятнадцати лет пошел по казенной части, служил в канцеляриях, а так как родом был из деревни, то и запало ему в сердце желание обзавестись своим именьицем. Их с братом (родовое) после смерти отца ушло за долги, вот и пришлось Николаю Ивановичу мечтать о новом поместье. И чем дальше мечтал он, тем видение будущего дома, парка, пруда уменьшалось до крыжовника. Именно этот куст стал воплощением всех желаний будущего помещика.
Практически тридцать лет ушли на то, чтобы все грезы стали реальностью. Николай Иванович уж после сорока даже женился по расчету на какой-то старой и невзрачной вдове. К этому времени вся его сущность стала размером с ягодку крыжовника. Он недоедал, также морил и нелюбимую жену, чем (по разговорам в городе) и довел ее до могилы, он отказывал себе во всем, откладывая копейку за копейкой. И мечта сбылась. Николай Иванович становится помещиком. Его худенькое имение не имело крыжовника, но он тут же посадил его на огороде и стал ждать урожай. Как же так случилось, что добрый, кроткий, всего боящийся чиновник Николай Иванович, став практически барином, вдруг почувствовал вкус к власти, к каким-то рассуждениям государственного масштаба? Что это за метаморфоза произошла с обыкновенным человеком? Почему он, мечтая о крыжовнике, превратился в свинью?
Не может мысль человеческая стоять на одном месте. Даже если всю жизнь человек мечтает о чем-то одном и постепенно двигается к воплощению желаемого, то путь его в этом широк. Он ищет новые способы, он постоянно чему-то учится, он растет духовно, и, может, даже так случится, что, будучи у цели, человек вдруг понимает, что и не надо ему этого, и быстро начинает стремиться к чему-то другому. А наш герой застыл в своем желании, затаился, вся его жизнь ушла на то, чтобы складывать гроши, а потом с наслаждением кушать кислый крыжовник. Теперь ему очень хочется, чтобы мужики называли его высокоблагородием. Вот, пожалуй, это и есть его последнее стремление. Он ведь даже и не понимает, что за крыжовник продал свою душу да еще погубил душу жены. И скажи ему кто, что мечта его довела до низости духовной, а его жизнь — это деградация человека, он, может, и не поймет, о чем это ему говорят, но обидится смертельно.