Вы находитесь: Главная страница> Фадеев Александр> Нравственные проблемы в романе «Разгром»

Сочинение на тему «Нравственные проблемы в романе «Разгром»»

Роман «Разгром» называют первой и последней удачей Фадеева.
Судьба писателя сложилась драматично: после удачного литературного
дебюта он стал советским функционером, растратил силы и талант
на службе у партии. Однако «Разгром», опубликованный в 1927 году, —
действительно талантливое произведение. Роман показал, что на
материале гражданской войны тоже можно создавать психологическую
прозу, что советским писателям есть чему учиться у классиков. Критики
записали Фадеева в ученики Л. Толстого, и действительно, психологический
рисунок фадеевских персонажей напоминает «текучесть» и сложность
толстовских героев. Молодой писатель исследует «диалектику
души человеческой» и доказывает, что она загадочна и непредсказуема,
даже если речь идет о шахтере Морозке, которому жизнь кажется
«простой», немудрящей, как кругленький муромский огурец. Как и великий
романист Толстой, Фадеев обращается к вечным нравственным
проблемам и пытается их разрешить на материале современности.
Действие в романе происходит в партизанском отряде на Дальнем
Востоке. Однако хотя герои Фадеева на стороне большевиков, писатель
вовсе не вводит в роман их рассуждения о Ленине, власти, Боге,
старой и новой жизни. Весь исторический и культурный контекст
ограничивается упоминанием «Миколашки», Колчака, японцев
и максималистов. Главное, что занимает писателя, — изображение
самой жизни партизан: мелких и крупных происшествий, переживаний,
размышлений. Герои Фадеева вроде бы вовсе не борются за
светлое будущее, а живут ближайшими, конкретными интересами.
Однако попутно они решают сложные нравственные проблемы выбора,
проверяются на прочность внутреннего стержня.
Поскольку главное для автора-внутренний мир героев, собыгийврома-
не очень мало. Завязка действия возникает лишь в шестой главе, когда командир
отряда Левинсон получает письмо от Седого. Отряд приходит
в движение, получают объяснение слова повествователя в третьей
главе: «трудный крестный путь лежал впереди». На этих «путях-
дорогах» (заглавие двенадцатой главы) партизан ждут вода, огонь,
ночь, тайга, трясина, враги — как внешние преграды, так и внутренние
препятствия и конфликты. Действие романа строится на сюжете преодоления
и сюжете испытания.
В сюжете испытания крупным планом даны два эпизода с корейцем
ираненым Фроловым. Чувствуя за собой полтораста голодных ртов,
Левинсон с болью в сердце конфискует свинью корейца, понимая,
что обрекает его и его семью на голодную смерть. Не первый раз в
русской литературе встает вопрос о том, что тяжелее на весах человечности:
жизнь одного или жизнь многих. Раскольников в романе
Достоевского «Преступление и наказание» пытался свести проблемы
нравственности к простой арифметике и убедился, что никто не
вправе лишать другого жизни, даже если смерть «ничтожнейшего»
и «бесполезнейшего» повлечет за собой благоденствие многих. Фадеев
вновь обращается к этой ситуации и ставит своего героя на место
Раскольникова, предоставляя ему право выбора.
По приказу Левинсона врач Сташинский дает яд смертельно
раненому партизану Фролову. Тот воспринимает смерть как долгожданное
избавление, как последний человеческий поступок по отношению
к себе. При описании отравления Фролова Фадеев фиксирует
нервную, истерическую реакцию Мечика, не приемлющего такого
открытого убийства. В обоих эпизодах Фадеев воспроизводит этически
неразрешимую ситуацию. В романе царят законы военного
времени. Фролов обречен: он или умрет, или будет убит врагом.
Выбор, который делает Левинсон, в таком случае предстоит не между
добром и злом, а между двумя видами зла, причем даже неясно, какое
из них — меньше. То же самое можно сказать и об эпизоде со свиньей
корейца. Жалость Мечика понятна, но неконструктивна. Романтик, интеллигент,
он чувствует там, где надо что-то делать, выбирать.
Возможно, именно неумение выбирать, брать ответственность
за поступок на себя приводит Мечика к предательству. В критической
ситуации встречи с врагом лицом к лицу именно Мечик, а не
бесшабашный разгильдяй Морозка не может пожертвовать своей
жизнью и спасти товарищей. Морозка геройски погибает, как раньше
это делает Метелица, а Мечик спасает себя. Никакие красивые
фразы не оправдают теперь его в собственных глазах.
Итак, всего полторы сотни страниц потребовалось Фадееву, чтобы воссоздать
в своем романе вечные ситуации нравственного выбора, показать,
какими непростыми путями стремится человек к лучшему. Граница
между добром и злом пролегает в сердце каждого фадеевского героя.
И нравственная жизнь изображенных им партизан оказывается
такой же сложной, как жизнь дворянских интеллигентов Льва Толстого.