Осуждение войны как противного человеческому разуму события — вот проблема, над которой рассуждает Василь Быков.
Вопрос этот относится к категории вечных. Сколько существует человечество, столько и осуждает оно войну. Великие писатели — гуманисты Л. Толстой, М. Шолохов, В. Астафьев в своих произведениях изобразили войну, как преступление против людей всех наций…
С этой же позиции белорусский прозаик Василь Быков показывает последние минуты жизни русского солдата Глечика, которому так хотелось жить. «Пусть в стуже, голоде, страхе, хоть в таком кошмарном аду, как война — только бы жить». Используя яркую метафору, автор сравнивает юного солдата с подбитым журавликом, который не может догнать свою стаю…Это ли не осуждение войны?
Я разделяю точку зрения автора: война, несущая людям страдания, боль, смерть, противна всему человечеству.
К этой мысли на поле Аустерлица приходит главный герой романа Л. Н. Толстого « Война и мир» Андрей Болконский. Он, когда-то мечтавший о славе, испытавший ранение, боль, страдание, осознает, что человек рожден для жизни, созидания, а не для войны…
Еще острее эта мысль звучит в одном из рассказов Леонида Андреева. Старший брат, вернувшийся с войны без ног, не желает даже о ней вспоминать. Горячая ванна, чистое белье, любимый письменный стол, книги — это для него такое счастье! Пусть без ног, но он будет жить!
К сожалению, герой В. Быкова погибает, погибает, совершая подвиг, и одновременно слышит «далекий призывный крик»… Крик, обличающий войну как событие, « противное человеческому разуму»…