Женщина и война — понятие плохо совместимые: женщина дает
жизнь, а война- отнимает. У войны, как известно, «не женское лицо».
Но когда весь народ противостоит захватчикам родной земли, женщинам
тоже приходится воевать. Об этом — повесть Б. Л. Васильева
«А зори здесь тихие…», впервые напечатанная в 1969 году. Писатель
рассказывает о небольшом эпизоде Великой отечественной войны:
пять девушек-зенитчиц со старшиной приняли неравный бой с фашистскими
диверсантами и остановили врага ценой собственной
жизни. Произведение строится на контрастах между дивной природой
с «тихими зорями» и страшными событиями, между полными
жизни героинями и противоестественным законом войны, убивающим
их.
Начало повести обманчиво спокойно, даже беззаботно. Кажется,
что война обходит стороной глухой 171-й разъезд, на котором служит
старшина Басков. Коменданта беспокоят не фашисты, а свои солдаты,
которые забывают «на курорте» о дисциплине и пьянствуют. Наконец,
по просьбе Васкова, на разъезд присылают «непьющих» — женское
зенитное подразделение. Девушки чуть ли не открыто подсмеиваются
над «деревенским» старшиной, и он чувствует постоянную
неловкость с такими бойцами.
Однако, стоит дойти до настоящего дела, Басков проявляет себя
как бывалый и мужественный солдат. Рита Осянина, тайком навещавшая
в городе трехлетнего сына, сообщает Васкову о двух
диверсантах около разъезда. Комендант принимает решение устроить
фашистам засаду и отправляется с пятью зенитчицами на перехват.
Сразу видна житейская и военная опытность старшины: он учит
девушек наматывать портянки, чтобы они через три километра не
сбили ноги, правильно смазывать оружие и следить за его состоянием;
в походе умело организовывает переправу через болото, из подручных
материалов делает «чуню» для потерявшей сапог «непутевой»
Четвертак, заботливо следит, чтобы девушки не простудились…
Васильев использует композиционный прием ретроспекции, прерывая
повествование и рассказывая о довоенном прошлом героев.
Основательность и опытность Васкова происходят от того, что он
с 14-ти лет тащил на своих плечах груз крестьянского хозяйства.
Только среди своих юных бойцов Басков начинает ощущать, что он
не так уж стар в 32 года.
Старше своих подчиненных чувствует себя и Рита Осянина. Сразу
после школы она вышла замуж за пограничника — он погиб на второй
день войны. Рита оставила ребенка родителям и ушла на фронт.
Она живет памятью о муже, заботой о сыне и желанием отомстить
врагам. Девичьи переживания зенитчиц раздражают Риту. Она
немного оттаяла душой, когда в часть прислали Женю Камелькову.
На первый взгляд Камелькова — прямая противоположность Ося-
ниной: озорная красавица, закрутившая на фронте роман с полковником.
Девушек сблизило то, что у каждой был «личный счет»
к фашистам, расстрелявшим семью Камельковой.
Басков сразу отмечает привычную к деревенскому труду Лизу
Бричкину. Дочь нелюдимого, пьющего лесника, она почти ничего
не видела в жизни, кроме отцовской сторожки. Лиза ждала, что в
будущем все изменится к лучшему, но началась война. Надежда умирает
последней: даже в походе, за минуту до гибели, Лиза мечтает
о будущем счастье.
С трудом переносят военные тяготы Соня Гурвич и Галя Четвертак.
Соня из интеллигентной семьи, она переводчица и в зенитной части
оказалась случайно. Сидя в засаде, Соня вслух читает сборник Блока.
Галя — воспитанница детдома, еле прорвавшаяся на фронт из-за
маленького роста. Лишенная семьи, она превратилась в фантазерку,
и прозаические военные будни разочаровали ее.
Никто из героев не предчувствовал беды. Ведь Рита видела только
двоих диверсантов — они справятся с ними! Но из леса появляется
16 фашистов — здоровенных мужиков, специально обученных и отлично
вооруженных. Васильев избегает громких слов о подвиге, старшина
и зенитчицы не считают себя героями, но поступают действительно
героически. Басков даже не думает об отступлении. Он рассчитывает
«покружить» фашистов, пока не подоспеет помощь. Лизу, как «человека
лесного», Басков отправляет в часть. И начинается смертельно
опасная игра с немцами. Басков с девушками изображают лесорубов,
Камелькова купается под прицелами вражеских автоматов, а подмоги
все нет. Не знают бойцы, что Лиза не дошла, утонула в болоте.
Васильев подчеркивает, что смерть на войне всегда страшна и уродлива.
Героизм состоит не в красоте, а в готовности пожертвовать
собой, даже если этого никто не увидит. Басков начинает терять своих
бойцов. Неосторожная Соня бежит за кисетом Васкова и попадает
под нож диверсанта. Не выдержав психического напряжения,
выскакивает прямо под огонь автоматов Галя. Отстреливается до
последнего патрона Камелькова. Убивает себя, чтобы не быть обузой,
смертельно раненая Осянина.
Почему герои повести гибнут, но не отступают? В каждом из них,
помимо горячего желания жить, есть чувство Родины: «И не было
во всем мире больше никого — лишь он, враг да Россия». Может быть,
никто не узнает, как они погибли, но отступить герои не могут. Когда
оставшийся в живых Басков врывается в избушку к фашистам,
они представить себе не могут, что он «на много верст один-одинешенек
» и в руках у него разряженная граната: «не вмещалось это
понятие в фашистские их мозги, и потому на пол легли».
Несмотря на трагичность, повесть Васильева оставляет светлое
впечатление. Писатель не закрывает глаза на ужасы войны, но жизнеутверждающий
мотив оказывается сильнее. Девушки гибнут, и в
то же время они остаются вечно живыми на страницах повести. Их
смерть страшна, но она приближает конец войны, защищает жизнь.
Васильев завершает повесть письмом беспечного туриста, узнавшего,
что в этих местах гремела война. Помните о тех, кому вы обязаны
«тихими зорями!»