Вы находитесь: Главная страница> Фадеев Александр> Традиции русского реализма в романе А.А. Фадеева «Разгром»

Сочинение на тему «Традиции русского реализма в романе А.А. Фадеева «Разгром»»

Роман «Разгром» был завершен в 1927 году и сразу же стал литературным событием в культурной жизни страны. Это было довольно необычное и во многом нетипичное для той поры произведение: при всей традиционности темы (изображение борьбы красных и белых — красных партизан и отрядов Колчака, поддерживаемых японцами) способ изображения главных героев, выбор военных эпизодов, сама манера повествования — все это резко отличало роман А. Фадеева от других литературных произведений этого же периода.
В самом деле: писатель выбирает для романа эпизоды, связанные не с победами, а с поражением, даже разгромом отряда красных партизан. При этом собственно военным эпизодам в романе отведено довольно мало места, и само заглавное событие (разгром отряда) начинает разворачиваться лишь с середины — с десятой главы, а вся его первая половина посвящена неторопливому и подробному исследованию человеческих взаимоотношений в отряде, анализу переживаний героев и их поступков. Да и всего персонажей в романе, включая и эпизодические, совсем немного для произведения такого масштаба — их около тридцати.
В центре внимания Фадеева находятся не военные события, а именно человеческие характеры, а когда они уже рассмотрены со всех сторон, тогда только писатель переходит к изображению сражений. Фадеев писал: «Настоящий человек пробуждается в самых лучших своих сторонах, когда стоит перед большим испытанием». Это убеждение писателя определяет его любимый художественный прием: показ человека в экстремальной ситуации боя, сражения, когда он находится перед лицом смерти, в период высшего напряжения духовных и физических сил. Только в такой ситуации человек раскрывается полностью, слетает с него все наносное, вся «шелуха», И остается одна его подлинная сущность.
Фадеев исследует глубины человеческой психологии, он пытается изобразить своих героев с разных сторон, отразить все аспекты их личности. В этом писатель следует традициям русского реализма и прежде всего традициям Л.Н. Толстого.
Фадеев писал: «Толстой всегда пленял меня живостью и правдивостью художественных образов, большой конкретностью, чувственной осязаемостью изображаемого и очень большой простотой». Автор «Разгрома» невольно, как он сам признавался, подражал Толстому в построении и ритме фразы, в структуре языка. Этот интерес Фадеева к толстовским традициям не был случайным: писатель хотел показать в романе процесс формирования новой личности, поэтому художественный метод Толстого — исследование «диалектики души» человека — был воспринят Фадеевым в качестве основного художественного метода.
Реализм Фадеева проявляется наиболее полно в изображении главных героев романа — Левинсона, Мечика, Морозки. Внешность персонажей писатель детально не рисует, а лишь отмечает в их наружности те индивидуальные черты, которые служат для характеристики личности. Обычно Фадеев обращает наше внимание на глаза героя, как это делает Толстой. Фадеев показывает «нездешние», «большие глаза» Левинсона, «зелено-карие» глаза Морозки, «дымчатые глаза» Вари, «жалкий, растерянный» взгляд Мечика. Глаза — «зеркало души», и именно в них отражаются душевные переживания героев романа.
Как и Толстой, Фадеев использует прием повторения одной, наиболее яркой детали во внешности героя для дополнения и подкрепления его психологической характеристики. Так, изображая Левинсона, писатель постоянно подчеркивает внешнюю физическую обычность своего героя: «Он был такой маленький, неказистый на вид — весь состоял из шапки, рыжей бороды да ичигов выше колен». Левинсон говорил тихим голосом, но голос его, «негромкий, но внятный, был услышан каждым, как биение своего сердца». Фадеев подчеркивал не физическое, а нравственное, моральное превосходство Левинсона над другими бойцами: им руководила «огромная, не сравнимая ни с каким другим желанием жажда нового, прекрасного, сильного и доброго человека», и именно эта жажда дает герою право руководить действиями других людей и даже распоряжаться их жизнями — посылать их на смерть.
Следуя традициям реализма, Фадеев стремился показать духовное развитие своих героев. Наиболее ярко это видно на примере Морозки. В самом начале романа Морозка предстает перед нами как обычный парень, ничем не отличавшийся от своих сверстников. Он может не выполнить «скучный» приказ своего командира, украсть дыни с баштана и искренне недоумевает, когда Левинсон из-за этой чепухи устраивает над ним настоящий суд и прогоняет его из отряда.
Но постепенно Морозка меняется, он осознает свою ответственность перед другими людьми. Во время паники на переправе он вначале хотел было, по старой привычке, попугать баб мнимой близостью японцев «для смеху», но затем раздумал и, соскочив с лошади, принялся успокаивать: «Он вдруг почувствовал себя большим, ответственным человеком…» Происходит внутреннее, духовное перерождение героя, и закономерным результатом этого процесса стал подвиг Морозки: он, пожертвовав собой, сумел предупредить остальных бойцов отряда о засаде и тем самым спас им жизни.
Как и Толстой, Фадеев противопоставляет одних героев, показанных динамично, в духовном развитии, другим героям, показанным статично, без внутреннего духовного изменения. Таким в романе нарисован Мечик, антипод Морозки, который всегда прежде всего думал о самом себе. Он не был способен на подвиг, на самопожертвование, и это прекрасно понимал Левинсон, когда называл Мечика «никчемным пустоцветом». Мечик не готов к борьбе, он случайно оказался в отряде, он не может «слиться» с другими бойцами, поэтому постоянно чувствует себя чужим среди них. Его эгоизм и трусость приводят к предательству товарищей и гибели Морозки.
Фадеев не идеализировал своих героев, он стремился раскрыть их сложный и противоречивый внутренний мир, поэтому показывал их добрые и дурные поступки, передавал их мысли и чувства, их воспоминания и размышления. Писатель не упрощал изображение действительности, не подгонял ее под идеологическую схему, а старался раскрыть ее во всем многообразии и полноте. Поэтому Фадеева можно назвать преемником лучших традиций русского реализма XIX века, преемником традиций Толстого и Чехова.