Вы находитесь: Главная страница> Сочинения на свободную тему> ТРАГИЧЕСКАЯ СУДЬБА НАРОДА ВО ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЕ (1 вариант)

Сочинение на тему «ТРАГИЧЕСКАЯ СУДЬБА НАРОДА ВО ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЕ (1 вариант)»

Великая Отечественная война оставила глубокий след в истории нашего государства и в памяти народа. Многие отдали фронту своих родных: отцов, сыновей, братьев. Сколько погибло людей, которые должны были бы жить, растить детей, радоваться солнцу. Испытания, выпавшие на долю нашего народа, как бы приостановили естествен¬ный ход истории. Война показала всю свою бесчеловеч¬ность, жестокость и бессмысленность. Зачем убивать себе подобных? Ведь человек создан, чтобы жить. Фашизм должен исчезнуть с лица земли — такой вывод делаешь, читая книги о Великой Отечественной войне.
У Константина Воробьева есть повесть «Убиты под Москвой», в которой с особой болью автор описывает со¬бытия самого тяжелого и трагического периода Великой Отечественной войны. Действие повести происходит под Москвой в ноябре 1941 года. Рота кремлевских курсантов идет на фронт. «И оттого, — писал Астафьев, — что она не просто рота, трагедия ее по-особому страшная, и хо¬чется кричать от боли. В иных местах, читая повесть, хо¬чется загородить собой этих молодых ребят, вооружен¬ных «новейшими винтовками» СВТ, которые годны были только для парадов, и остановить самих курсантов, иду¬щих на позиции с парадным, шапкозакидательским наст¬роением». Эти молодые ребята — почти наши ровесники. То и дело возникает вопрос: а что бы делал я, окажись на их месте? как бы поступил? Легко рассуждать о подвиге, сидя в своей уютной квартире. А как на поле боя, в кро¬мешном аду, где под угрозой твоя жизнь? Читаешь по¬весть Воробьева, и как-то не верится, что эти курсанты, совсем мальчики, которые еще недавно так молодцевато маршировали, должны умереть. Мы видим их веселые лица, слышим чей-то звонкий мальчишеский голос, смех. Воробьев описывает Алексея Ястребова, которого, казалось, охватило «какое-то неуемное притаившееся счастье, — радость этому хрупкому утру, тому, что не застал капитана и что надо было еще идти и идти по чистому насту, радость словам связного, назвавшего его лейтенантом, радость своему гибкому молодому телу и статной командирской шинели — «как хорош наш ка¬питан», — радость беспричинная, гордая и тайная, с ко¬торой хотелось быть наедине, но чтобы кто-нибудь видел его издали». Радостные, веселые лица курсан¬тов — молодость, бьющая через край, и рядом резким контрастом — война, смерть. Эти ребята пока еще ничего не знают о том, что их ждет впереди. Они еще так наив¬ны и неопытны и от этого кажутся совсем беспомощны¬ми. Хочется, как пишет Астафьев, защитить их, подска¬зать что-то такое, что знаем мы, но не знают они, чтобы сохранить их жизни. Действительность оказалась для этих парней слишком жестокой и немыслимой. Часть их души осталась там, за чертой, в мирном времени, которое отныне будут именовать кратко: «до войны». Ужасы вой¬ны не могли вместиться в сознание курсантов: «В душе Алексея не находилось места, куда улеглась бы неверо¬ятная явь войны». Война стала страшным испытанием не только для молоденьких бойцов, но и для их командиров. Так, не смог до конца сориентироваться в сложившейся обстановке бравый и решительный командир капитан Рюмин, любимец курсантов. Он застрелился сразу после гибели роты.
Все ребята погибли, оказавшись в кольце немецких танков. Сцена их гибели описана автором предельно правдиво, с беспощадным реализмом. А сколько было во время войны таких необученных солдат, мальчиков, пришедших на войну прямо со школьной парты. Сколь¬ко их, никому не известных, осталось лежать на поле боя в первые же дни войны. А те, которые остались живы, не смогут забыть ад войны, через который им довелось пройти.
Тема войны занимает особое место и в творчестве Виктора Астафьева. О тех молодых парнях, с которыми писатель прошел войну, но которым не довелось дожить до Победы, повесть «Пастух и пастушка». «Современная пастораль» — такой подзаголовок дал автор своей повес¬ти. В ней действительно есть главные элементы пастора¬ли: любовь, счастье. Но война растоптала эти людские чувства, она безжалостна к человеку. Главный герой по¬вести лейтенант Борис Костяев сохранил в своей душе детское воспоминание о театре. На зеленой лужайке мирно паслись белые овечки. А рядом юная грациозная пара — танцующие пастух и пастушка, которые любили друг друга и «не стыдились этой любви и не боялись за нее». Эта идиллическая картина осталась в прошлом. Потому что сейчас шла война, лилась кровь, рвались снаряды, умирали люди. В этой страшной жизни пастух и пастушка — реально существующие хуторские стари¬ки. «Залп артподготовки прижал стариков до баней — тут их и убило. Они бежали, прикрывая друг друга… И мертвых било осколками, посекло одежонку…» Эта сцена — центральная в произведении. В ней автор отра¬зил весь трагизм войны, ее антигуманность. Теперь все дальнейшее повествование, судьбы персонажей повести, историю короткой любви Бориса и Люси мы восприни¬маем через призму этой сцены. В повести показана горь¬кая, жестокая правда войны. Автор словно хочет дать нам почувствовать ту боль и страдания, которые выпали на долю героев повести. Картина боя предстает во всей ее страшной реальности: «Началась рукопашная. Оголо¬далые, деморализованные окружением и стужею немцы лезли вперед безумно и слепо. Их быстро прикончили штыками. Но за этой волной накатилась другая, третья. Все перемешалось: дрожь земли, мерзлые с визгом отка¬ты пушек, которые били теперь и по своим и по немцам, не разбираясь что где. Да и разобрать уже ничего было нельзя». Среди этого кромешного ада случалось так, что люди ожесточались. Так было со старшиной Мохнаковым. Но все же он сохранил верность товарищам, вер¬ность боевому братству. Он погиб, бросившись под танк, погиб геройски. Его смерть — лишь одна из многочис¬ленных смертей, происходивших ежедневно на войне. Умер в санитарном поезде и Борис Костяев. Жизнь ему подарила чудесную любовь, но война ее отняла, как от¬няла и его жизнь. «Ничего нельзя было поправить и вер¬нуть. Все было и все минуло». Однажды в разговоре с Люсей Борис сказал о том, что страшно привыкнуть к смерти, примириться с ней. Но как ни противоестест¬венно это звучит, на войне к смерти привыкали.
Герой повести Ч. Айтматова «Материнское поле» го¬ворит: «Мы не выпросили себе войну, и не мы ее затея¬ли, это огромная беда для всех нас, всех людей. И мы должны проливать свою кровь, отдавать свои жизни, чтобы сокрушить, чтобы уничтожить это чудовище. Ес¬ли мы это не сделаем, то недостойны будем имени че¬ловека. Через час я иду выполнять задание Родины. Вряд ли я вернусь живым. Я иду туда, чтобы сохра¬нить в наступлении жизнь многим моим товарищам». Читая эти строки, понимаешь, что сегодня необходимо сделать все, чтобы не допустить повторения бесчело¬вечного кошмара — войны.