Трагедию «Гамлет» Белинский назвал «блистатель¬нейшим алмазом в лучезарной короне царя драматичес¬ких поэтов». Главный герой пьесы — человек не только
сильных страстей, но и высокого интеллекта, размыш¬ляющий о смысле жизни, о путях борьбы со злом.
В основу истории Гамлета легла датская легенда, за¬писанная в 12 веке летописцем Саксоном Грамматиком. В ней говорится о принце Амлете, который сумел ото¬мстить за смерть отца своему дяде и вернуть утраченный престол. Чтобы обмануть дядю и спастись от верной смерти, он прикинулся сумасшедшим, и дядя-король по¬верил, что безумный Амлет не представляет для него ни¬какой опасности. Легенда заканчивалась полной победой Амлета. Но между летописной повестью и шекспиров¬ским «Гамлетом» есть ряд существенных различий. Ге¬рой старинной легенды был хитрым и ловким мстителем, типичным героем средневековья. Гамлет Шекспира — более сложная натура, человек нового времени.
Гамлет, принц датский, узнал, что его отец умер не естественной смертью, а был предательски убит Клавди¬ем, женившимся на вдове покойного и унаследовавшим его престол. Гамлет клянется отдать всю жизнь делу ме¬сти за отца. Многие считают героя пассивным и безволь¬ным. Ведь вместо того чтобы мстить сразу и немедленно, он долгое время размышляет, корит себя и других, фи¬лософствует и только потом убивает злодея и то чисто импульсивно, когда узнает, что тот отравил его самого. Может быть, причиной такого поведения Гамлета и яв¬ляется глубина и сложность его натуры, ведь Гамлет во¬все не безволен. Вспомним, как он смело следует за ду¬хом отца, не колеблясь, убивает Полония, спрятавшегося за ковром, проявляет чрезмерную находчивость и муже¬ство во время плавания в Англию.
Гамлет был студентом Виттенбергского универси¬тета. Он с радостью погрузился в науку и размышле¬ния, от придворной жизни держался в стороне. Но ему открылись новые стороны жизни, ее изнанка. С его глаз словно спадает пелена. Он удостоверился в зло¬дейском убийстве своего отца. Что может быть хуже для сына? Но и это не все. Гамлету открывается весь ужас непостоянства матери, самого близкого человека.
Королева выходит вторично замуж, «не успев износить башмаков», в которых она шла за гробом первого мужа. Вдобавок ко всему Гамлет сталкивается с фальшью и развращенностью всего датского двора — этого он раньше просто не замечал. В свете моральной слабости матери ему становится ясно также нравственное бесси¬лие Офелии, которая при всей ее душевной чистоте и любви к Гамлету не в состоянии ему помочь и даже его понять. Она во всем верит и повинуется жалкому интри¬гану — своему отцу. Гамлет видит испорченность мира и от этого страдает вдвойне. Этот мир представляется ему «садом, поросшим сорняками». Он говорит: «Весь мир — тюрьма, с множеством затворов, темниц и подзе¬мелий, причем Дания одна из худших». Гамлет понима¬ет, что дело не в самом факте убийства его отца, а в том, что это убийство могло вообще осуществиться, остаться безнаказанным и принести свои плоды убийце из-за равнодушия, попустительства и угодничества всех окру¬жающих. Таким образом, весь двор и вся Дания оказы¬ваются соучастниками этого убийства. Поэтому Гамлету для свершения мести приходится ополчиться против всего мира. Но герой понимает и то, что не он один пост¬радал от разлитого вокруг зла. В монологе «Быть или не быть» он перечисляет бичи, терзающие человечество: «…плети и глумленье века, гнет сильного, насмешку гор¬деца, боль презренной любви, судей неправду, заносчи¬вость властей и оскорбленья, чинимые безропотной заслуге». Если бы Гамлет был эгоистом, преследующим исключительно свои личные выгоды, он быстро распра¬вился бы с Клавдием и вернул себе престол. Но он мыс¬литель и гуманист, озабоченный общим благом, и поэто¬му чувствует особую ответственность. Гамлет борется с несправедливостью целого мира: «Век расшатался, и скверней всего, что должен я восстановить его». Гамлет впадает в отчаяние, но сам же и корит себя за него, сам же и оплакивает свое душевное состояние. Чтобы под¬нять собственный дух, он приводит себе в пример юного Фортинбраса, который «из-за былинки, когда задета честь», ведет на смертный бой двадцать тысяч человек, или актера, который, читая монолог о Гекубе, так проник¬ся «вымышленной страстью», что «весь стал бледен», между тем как он, Гамлет, словно трус, «отводит словами душу». Размышляя, анализируя и сопоставляя события своей жизни, Гамлет меняется. Он становится более зор¬ким и беспристрастным судьей жизни. Расширение и углубление познания действительности и сущности че¬ловеческих отношений становится как бы жизненным де¬лом героя. Он срывает маски со всех лжецов и лицемеров, разоблачает всех и вся. Часто высказывания Гамлета полны горького сарказма. Он говорит Офелии: «Если вы добродетельны и красивы, ваша добродетель не должна допускать бесед с вашей красотой… Уйди в монастырь: к чему тебе плодить грешников?» С горечью он заявляет Полонию: «Если принимать каждого по заслугам, то кто избежит кнута?» Но эти саркастические слова говорят во¬все не о бездушии или холодности героя, а, наоборот, о его горячем сердце, страдающем и отзывчивом.
То, что Гамлет холоден с Офелией, — объяснимо. Он любит эту девушку, но Офелия во всем покорна отцу. От¬части из-за того, что видит в нем единственного союзни¬ка: он хотел ее брака с принцем. Веря в поддержку и со¬чувствие отца, Офелия невольно предает Гамлета: вызы¬вает его на откровенный разговор в то время, когда Полоний и король Клавдий подслушивают их. Гамлет до¬гадывается об этом и разговаривает с Офелией с оттен¬ком презрения. Он подвергает чувство девушки тяжелым испытаниям, проявляя то равнодушие, то чрезмерную на¬смешливость и даже резкость. Это объясняется его ду¬шевным состоянием, глубоким разочарованием в женщи¬нах: ведь мать его так скоро забыла умершего отца.
Но все же Гамлет сохраняет способность к глубокой и верной дружбе, он по-прежнему любит Офелию, любит свою мать (в ночной беседе, когда он терзает ее упреками, в его речи проскальзывают нотки трогательной сыновней нежности), он благороден перед роковым состязанием на рапирах с Лаэртом, у которого прямодушно просит прощения за резкость. Последние слова Гамлета перед смертью — это приветствие Фортинбрасу, которому ои завещает престол ради блага своей родины. Гамлет забо¬тится о своем добром имени и поручает Горацио поведать всем правду о нем. Горацио обещает рассказать
Незнающему свету,
Как все прошло, то будет повесть Бесчеловечных и кровавых дел,
Случайных пар, негаданных убийств,
Смертей, в нужде подстроенных лукавством,
И наконец, коварных козней, павших На головы зачинщиков…
Гамлет привлекает своей честностью, смелостью, стремлением во что бы то ни стало докопаться до прав¬ды и восстановить утраченную справедливость. Он бро¬сается на борьбу со злом, выступая один против многих. Он сознательно шел на смерть, но думал в это время не о себе, а о своей родине и о своих подданных. Такие лю¬ди редко встречаются в реальной жизни, но, пока они есть, мир выстоит и правда восторжествует.