Критические статьи Пушкина и многочисленные его высказывания (в набросках, заметках, письмах) по вопросам эстетики, теории и истории литературы отличаются глубиной и тонкостью понимания, остротой мысли, верностью оценок, меткостью формулировок. Они сыграли, несомненно, очень важную роль в развитии русской критики, в частности во многом подготовили и воспитали эстетический вкус и критическую мысль В. Г. Белинского.
Немалое научное значение имела пушкинская «История Пугачева». Много и настойчиво работал в последние годы Пушкин и над историей Петра I. До нас дошло очень большое количество материалов, подготовленных Пушкиным для задуманного им исторического исследования о Петре: конспекты, делавшиеся им при изучении разнообразных исторических источников, и ряд текстов, которые носят характер набросков для будущей работы.
Возможность непосредственного влияния на общественное мнение — деятельность публициста — с годами все более и более привлекала к себе Пушкина. В 1830 г. он принимал живейшее участие в редактировании «Литературной газеты», которая издавалась одним из его ближайших друзей, А. А. Дельвигом, и вела ожесточенную борьбу с представителями реакционной идеологии. В начале 30-х годов Пушкин хотел приняться за издание политической газеты «Дневник»; наконец, в 1836 г. он стал издавать журнал под характерным названием «Современник», к работе в котором привлек лучших писателей своего времени — Н. В. Гоголя, А. В. Кольцова, Ф. И. Тютчева, хотел привлечь и В. Г. Белинского.
В своих публицистических высказываниях последних лет Пушкин, обличитель старого феодального мира — автор «Сцен из рыцарских времен», выносит резкий обвинительный приговор и сформировавшемуся к этому времени на Западе новому, буржуазному обществу. С каким возмущением пишет он о «холодном варварстве» — жестокой и безжалостной эксплуатации английскими промышленниками «фабричных работников» («Путешествие из Москвы в Петербург»), об отрицательных сторонах буржуазно-капиталистической американской «демократии» — «отвратительном цинизме» и лицемерии «управляющих» классов, подавлении «неумолимым эгоизмом и стра-стию к довольству» «всего благородного, бескорыстного, всего возвышающего душу человеческую», о «рабстве негров посреди образованности и свободы» («Джон Теннер»)! Во всех этих суждениях, как и в своих чаяниях «вечного мира» между народами (заметка «О вечном мире», 1821; стихотворение «Он между нами жил…», 1834), великий гуманист Пушкин подает «голос будущему».
А. С. Пушкин принадлежал к тем передовым общественным кругам, которые сосредоточили в себе в ЭТОТ период, по словам В. Г. Белинского, «все, что есть в России лучшего и образованнейшего»,- были борцами против феодализма, носителями прогрессивных начал. Пушкин не только поэтически наиболее сильно выразил идеи и стремления, свойственные представителям первого этапа русского освободительного движения — декабристам,- но и наиболее ярко отразил в своем творчестве трагическое противоречие, присущее периоду дворянской революционности,- за народ, но без народа. Пушкин осознал — в особенности в результате трагического опыта 14 декабря 1825 г.- это противоречие, страшную отдаленность своих «братьев, друзей, товарищей» от народа. Сам он сумел приблизиться к народному слову, к народному духу, создать произведения, которые сыграли великую роль в просвещении народа, в его не только эстетическом, но и вообще духовном воспитании, произведения, которые стали близки, нужны и понятны самым широким народным массам. На этой-то почве и сложилась пушкинская «поэзия действительности» — пушкинский реализм; это и сделало Пушкина величайшим русским поэтом.
Постановка коренных вопросов русской действительности осуществлялась Пушкиным путем исключительно широкого отражения различных сторон национальной жизни, художественной энциклопедии дней которой являлся не только роман в стихах «Евгений Онегин», но и все его творчество в целом.
Столь же верно, как определил наиболее значительные вопросы русской действительности, Пушкин художественно отражал и характерные образы-типы своего времени. Достаточно назвать хотя бы такие типические для периода дворянской революционности образы, как образ «лишнего человека» (Онегин) или образ-тип нового буржуазного «героя» (Германн). В ряде образов Пушкин дал художественное воплощение многих лучших черт русского национального характера: такова его «русская душою» Татьяна или люди из народа, и прежде всего Пугачев. Глубокому и всестороннему отражению русской национальной специфики Пушкиным, «первым поэтом-художником Руси» (Белинский), полностью освободившим художественное мышление от рационалистической отвлеченности, дидактики, предвзятых рассудочных схем, свойственно небывалое дотоле эстетическое совершенство.
Пушкин поднял русскую литературу на новый, неизмеримо более высокий уровень. Он сделал русскую художественную литературу подлинно национальной литературой великого народа, а тем самым и одной из величайших литератур мира.
Появлением «Евгения Онегина» и других произведений периода расцвета творчества Пушкина («Борис Годунов», «Полтава», «Маленькие трагедии», «Медный всадник», «Пиковая дама», «Капитанская дочка») определяется начало существенного изменения в характере отношений между новой русской литературой и западными литературами. Русская литература, до Пушкина отстававшая от крупнейших европейских литератур, теперь становится вровень с ними, а в некоторых отношениях и выходит вперед. Пушкин не только является родоначальником реализма как основной линии развития русской классической литературы, в его творчестве ярко проявляется своеобразие русского реализма, определяющее его место в развитии мировой литературы. Тем самым литературный подвиг, который совершил Пушкин, приобретает не только национальное, но и всемирно-историческое значение.
Пушкин органически сочетал в своей поэзии правду с красотой. А красота не являлась в его творчестве эстетическим украшением жизни, не привносилась в нее извне, а рождалась в ней же самой. Пушкин создал величайшие образцы художественности, красоты, но основным принципом его эстетики была правда. Это тонко и верно подметил Мериме. «У Пушкина поэзия чудным образом расцветает как бы сама собою из самой трезвой прозы»,- сказал он И. С. Тургеневу и тут же прозорливо распространил эту черту на русское искусство слова вообще: «Ваша поэзия ищет прежде всего правды, а красота потом является сама собою». В самом деле, начиная с «Евгения Онегина» и «Бориса Годунова» Пушкин стал величайшим поэтом действительности, т. е. писателем-художником, который умел сочетать правду в изображении реальной жизни с исключительной поэтичностью выражения, с подлинной красотой. Родоначальник одного из самых выдающихся явлений мирового искусства слова — русского реализма, Пушкин является вместе с тем, по справедливому замечанию М. Горького, «величайшим в мире художником».