Вы находитесь: Главная страница> Пушкин Александр> А. С. Пушкин о назначении поэта и поэзии

Сочинение на тему «А. С. Пушкин о назначении поэта и поэзии»

План:

1. Роль поэта и поэзии—одна из главных тем в лирике Пушкина.
2. Пушкин-лицеист о назначении поэта.
3. «Истина жизни» — важнейший эстетический критерий поэта.
4. Независимость поэта в своих чувствах и мнениях от «сильных мира сего».
5. Прославление свободы — священная обязанность поэта.
6. Творчество поэта-гражданина — это вдохновенный труд, подвиг на благо общества.
7. Истинный поэт чужд всему мелкому, обыденному, житейскому.
8. Цель поэзии — служение Родине, защита передовых идей своего времени.
9. «Глаголом жечь сердца людей».
10. Общечеловеческая значимость поэзии для современников и потомков (поэтическое завещание Пушкина).
11. «Поэт принадлежит к вечно живущим и движу щимся явлениям» (В. Г. Белинский).

Раздумья о смысле жизни, о цели творчества как главного дела жизни характерны для всех прогрессивных поэтов и писателей мира. Особенно выразительно эти ноты звучат в творчестве русских поэтов и писателей. Русская литература с самого своего за рождения была близка общественной жизни, отражала передовые идеи времени и, как никакая другая, видела свою главную цель в служении людям.

И именно Пушкина, являющегося «началом всех начал» в русской классической литературе, на протяжении всего его творчества волновали вопросы на значения поэта и поэзии, взаимоотношений поэта и общества, славы и вдохновения.

В первом же опубликованном стихотворении «К другу стихотворцу» (1814 г.) Пушкин размышляет о роли поэзии. Прежде всего основное: стихи — это труд, и писать позволительно только хорошие стихи:

…не тот поэт, кто рифмы плесть умеет
И, перьями скрипя, бумаги не жалеет.
Хорошие стихи не так легко писать…

Уже в этом стихотворении определяет Пушкин и назначение поэта. По его мнению, поэт — тот, кто «питает здравый ум и вместе учит нас…», т. е. в первом своем стихотворении юный Пушкин предъявляет к поэзии требования общественной пользы. Стихи писать надо учиться, учиться у лучших — у Державина, у Ломоносова. Однако учиться вовсе не значит слепо подражать. Самобытность поэта проявилась рано. Шестнадцатилетний Пушкин скромно, но твердо отводит попытку Батюшкова повлиять на направление его творчества.

Бреду своим путем:
Будь всякий при своем, —

заявляет он в послании 1815 года Батюшкову, предложившему ему петь «войны кровавый пир».

Свое, пушкинское сказывается уже в лицейских стихах, в его, по выражению Белинского, «художнической способности… свободно переноситься во все сферы жизни», в «простом и верном взгляде на действительность», С первых творческих опытов верность действительности, «истина жизни» становится важнейшим эстетическим критерием поэта. Для Пушкина поэт был посланцем истины, неподвластным суду «светской черни» и «венчанных властителей». Эта идея особенности поэта, отличия от всех других людей пронизывает его творчество. Мысль о поэте — избраннике судьбы, наперснике богов меняется по мере его духовного и творческого роста и в зависимости от конкретно-исторических условий. Это закономерно, ибо Пушкин, по словам Белинского, «принадлежит к вечно живущим и движущимся явлениям».

Уже в ранних стихах Пушкина начинает звучать мотив независимости поэта от «сильных мира сего». В послании 1814 года лицейскому товарищу Горчакову молодой Пушкин говорит, что не будет он как

…поэт, придворный философ,
Вельможе знатному с поклоном

преподносить «оду в двести строф».

Поэт выполнил это обещание. Никогда гордая лира Пушкина не знала лести и низкопоклонства. В 1818 году он пишет («К Н. Я. Плюсковой»):

На лире скромной, благородной
Земных богов я не хвалил
И силе в гордости свободной
Кадилом лести не кадил.
Свободу лишь учася славить,
Стихами жертвуя лишь ей,

Я не рожден царей забавить
Стыдливой музою моей.
К этому времени возникает у поэта и высокая священная обязанность: воспевание вольности, прославление свободы. Именно в этот период звучат бессмертные строки пушкинской «Вольности»:

Хочу воспеть свободу миру,
На тронах поразить порок.

Именно в эти годы поэт призывает своих единомышленников, собратьев по перу, своих друзей посвятить отчизне «души прекрасные порывы».

Эта основная идея — служить своей поэзией отчизне—проходит красной нитью через все творчество русского народного поэта Пушкина. И в годы южной ссылки художник остается верен этим идеалам. В стихотворении «Война» (1821 г.) Пушкин, мечтая принять участие в освободительной войне греческого народа, говорит, что со смертью поэта умирает и «священный сердца жар, к высокому стремленье».

Пушкин рассматривал способность к поэтическому творчеству, как великий дар, который поэт не должен растрачивать безрассудно. Этот дар надо беречь и употреблять во благо людям. В послании лицейским друзьям «19 октября» (1825 г.) Пушкин говорит с грустью: «Свой дар, как жизнь, я тратил без вниманья…» Творчество — это наслаждение, ради творчества стоит жить. И даже в минуту грусти, когда будущее кажется унылым и сулит лишь труд и горе, именно вдохновение, творчество, сила поэзии удерживают поэта в жизни:

Но не хочу, о други, умирать;
Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать;
И ведаю, мне будут наслажденья
Меж горестей, забот и треволненья…

Нет сомнений, что это наслажденье — творчество:

Порой опять гармонией упьюсь,
Над вымыслом слезами обольюсь…
(«Элегия», 1830)

Жить прежде всего для того, «чтоб мыслить»… Предъявляя высокие требования к личности художника, Пушкин считал, что поэт должен быть просвещенным человеком, идти в ногу с веком. Сам Пушкин всегда поражал друзей энциклопедичностью своих знаний. Уже в лицейские годы он читает произведения мыслителей-гуманистов. Поэт перечисляет своих любимых авторов в стихотворении «Городок» (1815 г.). В дальнейшем он всю жизнь продолжает учиться. В послании к Чаадаеву 1821 года из Кишинева Пушкин говорит, что он «познал и тихий труд, и жажду размышлений» и что он хочет «и в просвещении стать с веком наравне». Поэтому неудивительно, что в торжествующем гимне разуму «Вакхической песне», написанной в горькие годы изгнанья, Пушкин ставит рядом муз и разум и поет им здравие:

Да здравствуют музы, да здравствует разум!..
Да здравствует солнце, да скроется тьма!

Поэтическое творчество — это и тяжкий труд, и блаженство вдохновенья. Пожалуй, лучше всего, с предельным лаконизмом и необъятной глубиной, эта мысль звучит в послании «Дельвигу» (1817 г.):

Но где же вы, минуты упоенья,
Неизъяснимый сердца жар,
Одушевленный труд и слезы вдохновенья!

Не раз Пушкин возвращается к проблемам процесса творчества, места поэта в обществе, права суда над поэтическими творениями. Наиболее ярко образ поэта создан им в стихотворении «Поэт» (1827 г.).

Творчество — это жертва, которую надо принести богу поэзии Аполлону за право испытать наслаждение вдохновением. Поэт в своем творчестве должен подыматься на недосягаемые для обыкновенного человека высоты, он должен отбросить от себя все мелкое, обыденное, житейское. Поэт должен находить в себе мысли самые мудрые, самые глубокие и дарить их людям. Пока Аполлон не потребовал от поэта «священной жертвы», поэт может жить своей обыденной жизнью, «в заботах суетного света». Когда же он слышит зов музы, все меняется:

Но лишь божественный глагол
До слуха чуткого коснется,
Душа поэта встрепенется,
Как пробудившийся орел.

И тогда у поэта появляются новые силы, его глаза открываются, он тоскует среди мирских забав, людская молва его не занимает, и он бежит от людей и углубляется в святое святых — творчество:

Бежит он, дикий и суровый,
И звуков и смятенья полн,
На берега пустынных волн,
В широкошумные дубровы…

Пушкин считает, что поэт сам должен судить свои творения высоким и требовательным судом («Поэту», 1830 ):

…Ты сам свой высший суд;
Всех строже оценить умеешь ты свой труд.
Ты им доволен ли, взыскательный художник?
Доволен? Так пускай толпа его бранит…

Пушкин призывает поэтов не увлекаться мимолетной славой, спокойно принимать и восторги, и смех «толпы холодной». В этом стихотворении главное — призыв к поэту идти «дорогою свободной», куда влечет «свободный ум», призыв быть независимым в своих чувствах, мнениях, не ждать наград за свое творчество от «власть имущих».

Идею свободы, независимости поэта от светской черни Пушкин развивает и в стихотворении «Поэт и толпа» (1828 г.).

Высокой целью своей поэзии Пушкин считал служение России, защиту передовых идей своего времени. Он не желал идти навстречу требованиям света, видевшего в литературе средство для нравоучений в духе верноподданнической морали. Как-то раз, когда Пушкина в светском салоне попросили прочесть что-нибудь из своих произведений, он прочел «Поэт и толпа», а затем сказал друзьям: «В другой раз не станут просить». Именно о светской черни говорит Пушкин в этом стихотворении, провозглашая свободу и независимость поэта от нее.

Поэт должен быть свободен и не бояться земных властителей, как не испугался их «вдохновенный кудесник», «любимец богов» («Песнь о вещем Олеге», 1822). Поэт чист и свободен, он смело может ответить владыке:

Волхвы не боятся могучих владык,
А княжеский дар им не нужен;
Правдив и свободен их вещий язык…

С этими строками, написанными Пушкиным в ссылке, куда его отправил земной владыка — царь Александр I в наказание за вольнолюбивые стихи, перекликаются строки бессмертного пушкинского «Пророка» (1826 г.). Это стихотворение было написано в самый тяжелый для поэта период скорби по погибшим декабристам, когда он страстно желал как-то облегчить участь сосланных на каторгу друзей.

«Пророк» отражает раздумья поэта о своей литературной судьбе, о назначении поэта, о возможности продолжать служить своим творчеством делу декабристов в условиях жесточайшего реакционного политического режима. И на листы ложатся трепетные строки, отражающие твердое решение поэта продолжать святое дело правды.

Стихотворение развивает мотивы одной из библейских легенд. В условиях жестокой политической цензуры необходимо было писать иносказательно. Поэтому Пушкин сознательно сохраняет старинный библейский стиль и вводит библейские слова и выражения, архаизмы и славянизмы («перстами», «зениц», «отверзлись», «вещие», «десницею», «и виждь, и внемли»).

В облике пророка выступает поэт-гражданин, несущий свое пламенное свободное слово. Автор наделяет поэта качествами, которые помогают ему выполнить свою священную миссию. «Вещие зеницы» позволяют поэту увидеть в мире все: и то, как обманывают народ царские чиновники, и то, как страдает бедный крестьянский люд, а помещик присваивает себе «и труд, и собственность, и время земледельца»; увидеть и рассказать об этом людям.

Поэт слышит полет ангелов и подземный рост лозы. Мудрое понимание и познание жизни нельзя передать обычной речью («и празднословной, и лукавой»), поэтому «шестикрылый серафим» вкладывает в уста поэта «жало мудрыя змеи», чтобы этим жалом он мог продолжать разить «порок на троне». Вместо трепетного сердца в грудь поэта вкладывается «угль, пылающий огнем», чтобы осветить людям путь к новой жизни.

Но кто же призвал поэта к свершению его благородной миссии?

Как труп в пустыне я лежал,
И Бога глас ко мне воззвал…

Глас Бога — это высокая, благородная, гуманная идея, которая воодушевила поэта на творчество, повелела ему встать и идти по земле, «глаголом жечь сердца людей»: силой поэтического слова нести людям подлинную, неприкрытую правду жизни.

Пушкин использует прием единоначатия, повтора (анафора), часто встречающийся в Библии: в начале шестнадцати строк этого стихотворения поставлен союз «и», придающий речи пророка суровую, решительную и строгую назидательность и в то же время усиливающий экспрессию, Особой выразительности достигает Пушкин также эмоционально-оценочными эпитетами («пылающий огонь», «сердце трепетное», «кровавая десница», «грешный мой язык») и размером (четырехстопный ямб с пиррихиями почти в каждой строфе).

Смысл стихотворения: лишь тот поэт, кто своим правдивым поэтическим словом умеет пробудить в человеке лучшие, благородные чувства, кто открывает людям истину, кто побуждает людей к действию — жжет их сердца.

Пушкин понимал, что истинное искусство нетленно. Оно выражает общечеловеческие чувства и может выйти далеко за пределы той эпохи, в которую творил поэт. Он сознавал, что творения истинного искусства переживут поэта и будут любимы потомками.

Признание потомков, преемственная связь с ними всегда волновали Пушкина. Творчество Пушкина оптимистично по своей сути; в самые тяжелые минуты вера в будущее не оставляла поэта. Он верил в новое, молодое поколение, которое завершит незавершенное, он пламенно приветствовал обновление природы, а с ним и обновление общества, он приветствовал молодость:

Здравствуй, племя
Младое, незнакомое!
(«…Вновь я посетил…», 1835)

Пушкин к этому времени уже твердо знал, что его творчество нужно людям. Об этом свидетельствует его поэтическое завещание, написанное за пять месяцев до смерти, — стихотворение «Памятник» (21 августа 1836 года). Эти пророческие стихи были написаны в трудную минуту, когда от Пушкина отвернулись и читатели, и критика, и даже близкие друзья, которые не могли понять пушкинского реализма и требовали от него произведений романтических.

«Памятник» Пушкина по своей теме и по настроению напоминает одноименную оду Державина, который, в свою очередь, использовал в качестве образца оду древнеримского поэта Горация «Памятник». У Пушкина, как и у Державина, в стихотворении пять строф, написанных в определенном размере. Следуя за текстом Державина, Пушкин в то же время переосмысливает содержание стихотворения, его идею. Мысли Пушкина и Державина о творчестве и подход к оценке творчества глубоко различны.

Уже в первой строфе Пушкин подчеркивает свою народность:

Я памятник себе воздвиг нерукотворный,
К нему не зарастет народная тропа…

Поэт с гордостью пишет о своей непокорности существующему строю, которая вознесет его выше царей в памяти народа:

Вознесся выше он главою непокорной
Александрийского столпа.

Пушкин уверен в бессмертии своих творений и предсказывает, что все народы великой державы будут считать его своим народным поэтом. Поэт уверен в бессмертии своих творений:

Нет, весь я не умру — душа в заветной лире
Мой прах переживет и тленья убежит…

В 4-й строфе заключена основная мысль стихотворения. В ней Пушкин раскрывает идейный смысл своего творчества, дает ему оценку с точки зрения будущих поколений:

И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я Свободу
И милость к падшим призывал.

Уверенность в своей будущей славе, во всенародном признании и любви дают поэту силы равнодушно принимать хулу и клевету и следовать собственному призванию — исполнять свой долг перед народом, совершать свой исторический подвиг. Этой задаче служат и художественные средства. Соответствующий подбор эпитетов создает торжественный настрой («нерукотворный», «непокорный»). Все стихотворение звучит возвышенно. Этому способствуют и славянизмы («воздвиг», «главою», «тленья», «пиит», «сущий» и т. д.). В целом «Памятник» — это торжественная речь поэта-гражданина, утверждающего свое право на историческое бессмертие.

Первым понял это право В. Г. Белинский, когда написал свои пророческие слова о Пушкине: «Придет время, когда он будет в России поэтом классическим, по творениям которого будут образовывать и развивать не только эстетическое, но и нравственное чувство».