Вы находитесь: Главная страница> Пушкин Александр> Аналитическое чтение «Моцарт и Сальери»

Сочинение на тему «Аналитическое чтение «Моцарт и Сальери»»

Зависть составляет тему второй маленькой
трагедии. А главная идея «Моцарта и Сальери
» — существует ли предел злу на Земле,
руководит ли Небо жизнью на Земле?
Первый же монолог Сальери раскрывает трагедию одаренного,
талантливого человека — Сальери:
Все говорят: нет правды на земле.
Но правды н е т — и выше…
В этих словах надо искать ключ к конфликту в этой трагедии.
Сальери считает себя обделенным справедливостью Всевышнего.
Первоначально произведение было названо «Зависть», Пушкин изменил
название, составив его из двух имен, но тема зависти осталась.
Что такое зависть? Если человек завистлив, то он никогда не
радуется успехам других. В том же монологе Сальери признается
в этом пороке:
Я счастлив был: я наслаждался мирно
Своим трудом, успехом, славой; также
Трудами и успехами друзей,
Товарищей моих в искусстве дивном.
Нет, никогда я зависти не знал,
О, никогда!
Кто скажет, чтоб Сальери гордый был
Когда-нибудь завистником презренным,
Змеей, людьми растоптанною, вживе
Песок и пыль грызущею бессильно?
Никто!.. А ныне — сам скажу — я ныне
Завистник. Я завидую; глубоко,
Мучительно завидую. — О небо!
Где ж правота, когда священный дар,
Когда бессмертный гений — не в награду
Любви горящей, самоотверженья,
Трудов, усердия, молений послан —
А озаряет голову безумца,
Гуляки праздного? О, Моцарт, Моцарт!
Сальери — завистник, а завистники, как известно, всегда пытаются
опорочить своего соперника. Он называет Моцарта праздным гулякой,
но все знают, что Моцарт оставил много гениальных произведений.
А кто может измерить труд гения? Но Сальери тоже нельзя отказать
в гениальности, ее признает сам Моцарт. В минуты душевной радости
при встрече с Сальери он твердит мотив, сочиненный Сальери, —
«а это дорогого стоит». Сам же Сальери считает себя ремесленником,
но если вдуматься, то о каком ремесленничестве он говорит?
…Ремесло
Поставил я подножием искусству;
Я сделался ремесленник: перстам
Придал послушную, сухую беглость
И верность уху. Звуки умертвив,
Музыку я разъял, как труп. Поверил
Я алгеброй гармонию. Тогда
Уже дерзнул, в науке искушенный,
Предаться неге творческой мечты.
Я стал творить, но в тишине, но втайне,
Не смея помышлять еще о славе.
Нередко, просидев в безмолвной келье
Два, три дня, позабыв и сон и пищу,
Вкусив восторг и слезы вдохновенья,
Я жег мой труд и холодно смотрел,
Как мысль моя и звуки, мной рожденны,
Пылая, с легким дымом исчезали.
«Сальери слишком требователен к себе — это несомненный признак
гения». Гений Сальери — другой по сравнению с гением Моцарта,
«его гений — в добросовестности». «Моцарт и Сальери — два гения, хоть
и неравные между собой». Но почему Сальери завидует Моцарту?
Он считает, что гений достался Моцарту несправедливо, и свою точку
зрения определяет единственно неоспоримой, бунтуя тем самым против
замысла Творца. А это уже гордыня. Сальери хочет исправить
«божественную несправедливость». Читая его монолог, где он
обосновывает свое намерение отравить Моцарта, поражаешься
виртуозности его мысли:
Нет! не могу противиться я доле
Судьбе моей: я избран, чтоб его
Остановить — не то мы все погибли,
Мы все, жрецы, служители музыки,
Не я один с моей глухою славой…
Что пользы, если Моцарт будет жив
И новой высоты еще достигнет?
Подымет ли он тем искусство? Нет,
Оно падет опять, как он исчезнет:
Наследника нам не оставит он.
Что пользы в нем? Как некий херувим,
Он несколько занес нам песен райских,
Чтоб, возмутив бескрылое желанье
В нас, чадах праха, после улететь!
Так улетай же! чем скорей, тем лучше.
Сальери убеждает себя, что он хочет исправить Божий промысел
ради искусства. Источник такого поступка — безверие. «Грех
Сальери проявляется в сотворении кумира из искусства, и это привело
к деградации личности».
Моцарт, как гениальный музыкант, предчувствует свою гибель,
рассказывает Сальери, своему будущему убийце, свою музыкальную
программу:
Я весел…Вдруг: виденье гробовое,
Незапный мрак иль что-нибудь такое…
Но это в творчестве, а «в жизни он простодушно поднимает стакан
вина с ядом и пьет за здоровье своего убийцы»:
За твое
Здоровье, друг, за искренний союз,
Связующий Моцарта и Сальери,
Двух сыновей гармонии.
Но в вечности Моцарт останется гениальным композитором,
Моцартом-и этим все сказано.
(По М. М. ДунаевуA