Вы находитесь: Главная страница> Лермонтов Михаил> Аналитическое чтение поэмы «Мцыри»

Сочинение на тему «Аналитическое чтение поэмы «Мцыри»»

Самая романтическая и самая завораживающая
по красоте стиха поэма. Мцыри — романтический
герой, и его жизнь, проведенная на воле,
заканчивается смертью.
Мир романтического героя. Романтический герой живет прежде
всего в воображении автора, его никогда не встретишь в реальности,
потому что герой романтического произведения всегда наделен одной
страстью. Страсть героя — это прежде всего страсть к свободе. В
повседневной жизни человек всегда от чего-нибудь зависит: от условностей,
которым необходимо подчиняться, от обязанностей,
которые надо выполнять, от людей, желания и помыслы которых надо
учитывать и т. д. В мире же вымышленном таких зависимостей не
существует, герой свободен, но в то же время он должен выполнить
одно условие: погибнуть. Романтический герой всегда погибает,
потому что его мир, полный высоких чувств, противопоставлен миру
реальному. Приспособиться к существующей жизни герой не может
и потому гибнет, но гибнет мужественно и красиво, возвышаясь тем
самым над обыденной реальностью.
Таков и герой поэмы Лермонтова «Мцыри».
Конфликт романтической поэмы. Согласно примечанию М.
Ю. Лермонтова, слово «мцыри» означает послушник, уже в этом слове
заложен конфликт романтической поэмы. Послушник и гордый дух
сына гор несовместимы. Мцыри — это не имя юноши, главного героя,
а его статус (положение) в монастыре. Мцыри воспитывался в монастыре
с детства, но в его душе было живо воспоминание о родных
местах. Осенней ночью Мцыри исчезает из монастыря.
Он вырывается на волю. Дикая, необузданная природа (суть природы
самого горца) противопоставляется монастырскому плену как
символ свободы и воли. Это и есть конфликт романтической поэмы.
Основную часть поэмы составляет рассказ, исповедь Мцыри,
повествующая о трех днях, которые он провел на воле. Переживания
героя, его чувства передаются живым языком природы, ее красотой.
Именно красоту видит юноша на свободе, и онатоже становится символом
свободы. Красота природы — одна из ведущих тем рассказа:
Кругом меня цвел божий сад,
Растений радужный наряд
Хранил следы небесных слез,
И кудри виноградных лоз
Вились, красуясь меж дерев
Прозрачной зеленью листов;
Игроздыполныенаних,
Серег подобье дорогих,
Висели пышно, и порой
К ним птиц летал пугливый рой.
И снова я к земле припал
И снова вслушиваться стал
К волшебным, странным голосам:
Они шептались по кустам,
Как будто речь свою вели
О тайнах неба и земли:
И все природы голоса
Сливались тут; не раздался
В торжественный хваленья час
Лишь человека гордый глас.
Поразительны картины природы, именно в них мы узнаем истинную
природу Мцыри. Человек, умеющий так чутко слышать
живые голоса природы, рожден для свободы.
Природа Кавказа подсказывает мысль о гармонии человека и природы.
Устами Мцыри Лермонтов выражает эту позицию при встрече
юноши с прекрасной грузинкой. Он восхищается ее красотой, грацией:
Держа кувшин над головой,
Грузинка узкою тропой
Сходила к берегу. Порой
Она скользила меж камней,
Смеясь неловкости своей.
И беден был ее наряд;
И шла она легко, назад
Изгибы длинные чадры
Откинув. Летние жары
Покрыли тенью золотой
Лицо и грудь ее; и зной
Дышал от уст ее и щек.
И мрак очей был так глубок,
Так полон тайнами любви,
Что думы пылкие мои
Смутились. Помню только я
Кувшина звон,-когда струя
Вливалась медленно в него,
И шорох… больше ничего.
Поразительно, как обострены все чувства Мцыри, он проникает
даже в душу молодой грузинки {мрак очей был так глубок, так полон
тайнами любви). Счастье не зависит от бедности или богатства,
оно зависит от умения человека жить в гармонии с природой. Мцыри
замечает вдали две бедные сакли:
Недалеко, в прохладной мгле,
Казалось, приросли к скале
Две сакли дружною четой;
Над плоской кровлею одной
Дымок струился голубой.
Я вижу будто бы теперь,
Как отперлась тихонько дверь…
Изатвориласяопять!..
Мцыри (Лермонтов), конечно же, поэтизирует жизнь людей
Кавказа, оно и понятно, ведь она — мечта, а мечта всегда прекрасна.
Но трудно устоять перед гармоничным, прекрасным стихом поэмы,
как будто сама природа ожила и беседует с нами.
Природа в поэме не всегда благосклонна, но даже в этой неблагосклонности,
порой враждебности Мцыри становится ее частью,
ему тоже свойственны чувства дикого зверя. Встреча с барсом тому
подтверждение.
Бой закипел, смертельный бой!
Ко мне он кинулся на грудь;
Но в горло я успел воткнуть
И там два раза повернуть
Мое оружье… Он завыл,
Рванулся из последних сил,
И мы, сплетясь, как пара змей,
Обнявшись крепче двух друзей,
Упали разом, и во мгле
Бой продолжался на земле.
И я был страшен в этот миг;
Как барс пустынный, зол и дик,
Я пламенел, визжал, как он;
Как будто сам я был рожден
В семействе барсов и волков
Под свежим пологом лесов.
Казалось, что слова людей
Забыл я — и в груди моей
Родился тот ужасный крик,
Как будто с детства мой язык
К иному звуку не привык…
Борьба с могучим барсом — кульминационный момент исповеди
Мцыри. Он сражается с барсом, как с равным себе. Это была схватка
не на жизнь, а на смерть. Мцыри одерживает победу, но ценой своих
собственных сил. Осуществилась его мечта-он обрел свободу, но затакую
свободу надо бороться, не щадя жизни. Схватка с барсом отняла у
Мцыри все — у него не осталось сил, чтобы наслаждаться своей свободой.
Как и всякое романтическое произведение, поэма заканчивается
смертью героя. Не найдя дороги домой, он, по роковому предназначению
в своей судьбе, снова возвращается в монастырь, но уже смертельно
больной, и на пороге смерти исповедуется старику-
м онаху В начальных словах исповеди заключен смысл образа Мцыри:
Ты хочешь знать, что делал я
На воле? Жил-и жизнь моя
Без этих трех блаженных дней
Была б печальней и мрачней
Бессильной старости твоей.
Давным-давно задумал я
Взглянуть на дальние поля,
Узнать, прекрасна ли земля,
Узнать, для воли иль тюрьмы
На этот свет родимся мы.
И в час ночной, ужасный час,
Когда гроза пугала вас,
Когда, столпясь при алтаре,
Вы ниц лежали на земле,
Я убежал. О, я как брат
Обняться с бурей был бы рад!
Глазами тучи я следил,
Рукою молнию ловил…
Скажи мне, что средь этих стен
Могли бы дать вы мне взамен
Той дружбы краткой, но живой,
Меж бурным сердцем и грозой?..
Эти слова Мцыри произносит уже после всех испытаний на воле,
он ни о чем не жалеет:
Меня могила не страшит:
Там, говорят, страданье спит
В холодной вечной тишине;
Но с жизнью жаль расстаться мне.
Я молод, молод… Знал ли ты
Разгульной юности мечты?
Или не знал, или забыл,
Как ненавидел и любил…
Энергия молодости бьет ключом, и сам Мцыри — это бунтарь,
ниспровергающий все установленные монастырем каноны жизни.
А основная идея поэмы Лермонтова «Мцыри» — идея свободы,
увлеченно рассказанная поэтом прекрасным, непревзойденным языком
магической поэзии.