Вы находитесь: Главная страница> Пушкин Александр> Аналитическое чтение Повесть «Пиковая дама» (1833)

Сочинение на тему «Аналитическое чтение Повесть «Пиковая дама» (1833)»

В повести разыгрывается трагедия умного
человека, пробудившего в себе мрачного
двойника, увлекшего его в мир безумия.
Пушкин в своей повести ясно показывает, что
существуют неведомые силы, обладающие мрачной энергией, которая
способна парализовать лучшую сторону человеческой души, заглушить
угрызения совести. Человек, позволивший этим силам овладеть
своей душой, не в состоянии сопротивляться им. Пушкин, исследуя
мистическую сторону нашего бытия, предупреждает читателя об
опасности, которая ждет человека, сознательно подвергающего себя
искушению карточной игрой.
Обратим внимание на эпиграф ко всей повести: «Пиковая дама
означает тайную недоброжелательность. Новейшая гадательная книга».
«Тайную» — значит пока не узнанную.
В I главе автор помещает своего героя Германна в игровое
поле. Именно в карточной игре скрыты законы, не поддающиеся
никакой логике. Страсти, пробуждаемые карточной игрой, оказываются
роковыми для судьбы человека.
Германн, сообщает нам автор, будучи в душе игроком, никогда
не играл, но просиживал до пяти утра, наблюдая со страстью заходом
игры, т. е. сознательно подвергал себя искушению, надеясь на свою
крепкую натуру…
Рассказанный затем Томским «игрецкий анекдот» о трех магических
картах, принесших его бабушке неимоверный успех и славу,
у всех вызвал естественный интерес. Здесь же упоминается имя Сен-
Жермена, прославленного алхимика и каббалиста, владевшего знаниями
тайных наук, сделавших его баснословно богатым. Магическое
имя Сен-Жермена придало «игрецкому анекдоту» особую силу, притянувшую
воображение Германна, душа которого жаждала богатства.
Во II главе читаем более углубленную характеристику Германна:
«Он имел сильные страсти и огненное воображение. …целые
ночи просиживал за карточным столом и следовал с лихорадочным
трепетом за различными оборотами игры». Здесь — начало трагедии
человека, позволившего своему двойнику выйти наружу. Он уже не
может вернуться к своему прежнему кредо:расчету, умеренности
и трудолюбию, хотя разум и делает слабые попытки сопротивляться
искушению. Неведомая сила руководит им. Он неведомо как оказался
у дома графини. В тексте: «Германн затрепетал». Глагол затрепетал
передает сильное волнение, потрясшее его. Далее Германну
снится сон, где он видит груды золота. Наяву он вновь оказывается
у дома графини: «Неведомая сила, казалось, привлекла его к нему».
Сюжетная линия, связанная с Лизой, воспитанницей графини,
только подчеркивает силу разрушительной страсти, овладевшей героем.
Лиза оказывается лишь средством на пути к овладению тайной.
Молчаливая настойчивая фигура инженера наконец покорила доверчивую
душу девушки, столько в ней было неизъяснимой силы.
В III главе Германн близок к достижению цели — узнать тайну
карт. Читаем: «Германн трепетал, как тигр». Описание погоды дано
в ритмически коротких предложениях, создающих прямо-таки мистическое
ощущение: «Погода была ужасная: ветер выл, мокрый снег
падал хлопьями; фонари светились тускло, улицы были пусты».
В комнате графини Германн «окаменел», т. е. стал бесчувственным.
Под стать ему и графиня была неживая: «В мутных глазах ее
совершенное отсутствие мысли. …качание… не от ее воли, но по действию
скрытого гальванизма». Но вот сила страсти прорвалась, и
перед нами уже не тот Германн, а его мрачный двойник, готовый
продать душу дьяволу. «Душа Мефистофеля торжествует». «…Откройте
мне вашу тайну! Может быть, она сопряжена с ужасным грехом,
с пагубою вечного блаженства, с дьявольским договором. …я готов
взять грех ваш на свою душу. Откройте мне только вашу тайну», —
требует Германн у графини. Эту сцену можно считать кульминационной.
Германн бесповоротно и окончательно отдается неведомым
силам, он готов продать душу дьяволу, отрекшись от Спасения,
от вечного блаженства.
В IV г л а в е Томский говорит Лизе то, что мы уже знаем из предыдущей
главы: «У него профиль Наполеона и душа Мефистофеля».
В V главе состоялись похороны графини, где присутствовал и
Германн. Этот момент мог бы перевернуть жизнь Германна, вернуть
его душу, если бы он раскаялся в своем страшном грехе (убийстве,
пусть и невольном, графини), но… этого не случилось. Германн не
был религиозным человеком, в повести нигде на это не указывается.
И вот начало развязки. Призрак графини приходит к Германну,
чтобы сообщить ему три карты. У Пушкина эта сцена описана как
реальная. «Я пришла… против своей воли …но мне велено исполнить
твою просьбу. Тройка, семерка, туз…». Кем велено? Думается,
тем, к кому взывал мрачный двойник инженера, тем, чье могущество
покорило его душу.
В VI главе происходит развязка. Снова игровое поле, но теперь
оно напоминает магический треугольник, во главе которого
восседает Чекалинский. Пушкин называет ^хозяином. Германн вступает
в смертельную схватку, но он обречен: ему позволяют приблизиться
к вершине блаженства, но затем безжалостно сбрасывают
вниз. В третьей игре на руках у него оказывается не туз, король
карт, а пиковая дама, показавшая ему уже не тайную, а явную
недоброжелательность.
Пушкиным раскрыта тайна ииииой Aw«, символизирующей в данном
контексте победу темных сил над человеком, позволившим им войти
в себя, презревшим все нравственные законы. В заключении Германн
сходит с ума, без конца повторяя «тройка, семерка, туз». Магическое число
три заключает в себе ту самую силу, погубившую душу Германна.