А. Фет — поэт очень загадочный, загадочна и странна вся его жизнь, его характер, сочетающий расчетливого хозяина и человека тонкой, чуткой души, умеющего чувствовать и понимать природу. Тайна, всю жизнь окружавшая его, нисколько не помешала тому факту (может быть, отчасти и способствовала), что творчество этого необыкновенного человека и поэта принадлежит к шедеврам русской лирической поэзии. Можно произнести только названия некоторых стихотворений («На заре ты ее не буди…», «Это утро, радость эта…», «Ярким солнцем в лесу пламенеет костер…») и вызвать четкое переживание у слушателя. Особенность поэта состоит в том, что вся его жизнь — это стихи, стихи о любви, о природе, стихи- мысли, стихи-чувства. Оригинальность жанра А. Фета проявилась в создании стихотворений-мелодий, которые являются сопереживаниями и ощущениями, вызываемыми музыкальными произведениями. Старая и вечная тема поэзии, тема любви оживает, торжествует, переливается всеми своими гранями в его стихотворении «Я пришел к тебе с приветом». Оно не имеет себе подобных. Я пришел к тебе с приветом, Рассказать, что солнце встало, что оно горячим светом По листам затрепетало; Рассказать, что лес проснулся, Весь проснулся, веткой каждой, Каждой птицей встрепенулся И весенней полон жаждой… Такая жадность к жизни звучит в нем, такая непосредственная готовность подарить любимому человеку весь мир, Вселенную, такая нежность, что сразу понимаешь: да, это настоящая любовь, хотя о ней еще не сказано ни слова. Сам поэт всегда был расположен к новым формам и способам отображения действительности. Он говорил: «Поэзия непременно требует новизны, и ничего для нее нет убийственнее повторения, а тем более самого себя… Под новизною я подразумеваю не новые предметы, а новое их освещение волшебным фонарем искусства». Стихотворение «Какая грусть! Конец аллеи…» на первый взгляд можно отнести к пейзажной лирике. На самом же деле природа лишь помогает читателю перенестись вместе с лирическим героем на ту аллею, как можно более полно описать состояние лирического героя, хотя он сам напрямую говорит о том, что чувствует: «Какая грусть!» Глазам читателя предстает однообразная картина, которая до боли знакома лирическому герою (анафора «Опять… Опять…») и чужда ему. Видимо, такая картина представлялась ему довольно часто, стала даже привычной. Стихи вызывают в сознании образ поэта, стоявшего, скрестив руки, в проеме окна большого дворянского особняка и печально смотрящего вдаль. …Конец аллеи Опять с утра исчез в пыли. Опять серебряные змеи Через сугробы поползли. Кругом ни одного живого существа, кроме ворона, который является неким символом чего-то страшного, угрожающего, зловещего. На небе ни клочка лазури, В степи все гладко, все бело,Один лишь ворон против бури Крылами машет тяжело.
Состояние лирического героя напрямую зависит от природы, она влияет на него. Лирический герой открыто говорит о том, что чувствует при виде этой усталой, наводящей тоску, хандру картины: : И на душе не рассветает, В ней тот же холод, что кругом… В таком состоянии духа даже мысли застревают, «лениво засыпают», не движутся.- Пожалуй, для лирического героя самое главное то, что ленивый сон мысли способствует творческой смерти. Лениво дума засыпает Над умирающим трудом. В первых трех строфах мы чувствуем, насколько чужда описанная картина лирическому герою. Эти бесконечные белые снега, сливающиеся с серостью неба, способны вызвать в нем лишь сонливость, леность, не могут возбудить внутренние струны его души. Мы вполне можем предположить, что лирический герой находится вдали от своих родных мест, отчасти поэтому этот зимний пейзаж его не трогает, оставляет равнодушным. А все надежда в сердце тлеет, Что, может быть, хоть невзначай, Опять душа помолодеет, Опять родной увидит край. Лирический герой ностальгирует в двух планах: в плане реальном он мечтает вернуться в родные места, в плане духовном автор стремится снова испытать молодость души, пережить восторженное состояние. Но в четвертой строфе тональность меняется, лирический герой отрывается от действительности, 3 вспоминает свой родной фай: Где бури пролетают мимо, Где дума страстная чиста, И посвященным только зримо Цветет весна и красота. Лирический герой не дает описания природы своей родины, но мы понимаем, что эти пейзажи не оставляют его равнодушным, а вызывают целую гамму чувств, ощущений, поэтому его душа как будто вновь просыпается, «молодеет». Даже тот серый пейзаж не смог погасить в его сердце тлеющую надежду увидеть родной край. Только здесь он чувствует природу, воспринимает ее такой, какая она есть, способен слиться с окружающим миром, жить с ним в гармонии. Все это мы понимаем из последней строфы, которая контрастирует с тремя первыми, пессимистичными, апатичными. Лирический герой ощущает себя «посвященным», то есть тем, «кому зримо цветет весна и красота». Эта природа не чужда лирическому герою, все, что в ней происходит, ему дорого, не гнетет его,’ а благотворно влияет на состояние духа, на душу, которая только здесь «чиста». Таким образом, стихотворение «Какая грусть! Конец аллеи…» состоит из двух частей, различающихся по тональности, сопоставляющихся друг с другом. Но основное внимание уделяется душе, которая «умирает», если лирический герой бесчувствен, равнодушен к окружающему миру, или наоборот «чиста», когда душа «молодеет», тонко ощущает и чувствует. Какая грусть! Конец аллеи Опять с утра исчез в пыли, Опять серебряные змеи Через сугробы поползли. На небе ни клочка лазури, В степи все гладко, все бело, Один лишь ворон против бури Крылами машет тяжело. И на душе не рассветает, В ней тот же холод, что кругом, Лениво дума засыпает Над умирающим трудом. А все надежда в сердце тлеет, Что, может быть, хоть невзначай, Опять душа помолодеет, Опять родной увидит край, Где бури пролетают мимо, Где дума страстная чиста, И посвященным только зримо Цветет весна и красота.