Стихотворение «Анчар» было написано А.С. Пушкиным в 1828 году и относится к позднему периоду творчества поэта, когда он обращается к философским проблемам, вопросам бытия, пытается осмыслить окружающий мир, дает оценку жизненным явлениям.
Тематика и проблематика «Анчара» отражают нравственные искания и философские размышления позднего Пушкина. Основные темы и проблемы, затрагиваемые в стихотворении — изображение добра и зла в их взаимоотношении и ответ на вопрос о том, что есть добро и зло и что является их источниками.
Символично название стихотворения — «Анчар». Буквально «Анчар» — ядовитое растение, распространенное в Ост-Индии и Малайских островах; но у Пушкина это слово означает «древо яда», приобретая тем самым обобщенное, философское значение. Анчар выступает в данном случае как символ мирового зла, как нравственная категория. Таким образом, в стихотворении очень высока степень философского обобщения.
Стихотворение можно условно разделить натри части: в первой части дается описание зла как гибельной силы, воплощенной в «древе яда». Зло здесь противопоставлено всему живому, оно как бы изолировано в природе, окружено смертью («… анчар… один во всей вселенной»).
Следующая часть стихотворения отвечает на вопрос: что есть зло в природе и мироздании? Мы видим, что ни самое сильное существо (тигр), ни слабое (птица) не прибегают ко злу, дабы утвердить свою силу, т.е. зло в природе не используется сознательно, подтверждением чему служат глаголы и глагольные формы «набежит», «блуждая».
В третьей части дается антитеза ко второй части: поэт противопоставляет мир природы и человеческое общество. Если первый находится в гармонии, равновесии, то второе- дисгармонично, существует по иным правилам. Пушкин отмечает, что в мире людей абсолютные законы морали, нравственности приобретают относительный характер. В обществе, все члены которого равны по своему природному происхождению (что подчеркивает тавтология «человека человек»). Один угнетает другого, а оценка достоинств человека находится в строгом соответствии с его положением на иерархической лестнице, что не только власть, тирания, но и рабство потворствует злу. Ключевым словом для понимания этой мысли является слово «послушно»: раб, «послушно в путь потек», именно с помощью раба стало возможным «гибель разослать… в чуждые пределы». Таким образом, рабское послушание становится одним из главных источников зла, где нет рабов, там нет и тиранов — эта зависимость — своего рода синтез философских размышлений поэта на протяжении всего стихотворения. Однако поэт одновременно с этим сочувствует рабу, называя его «бедным». Третья часть стихотворения чем-то перекликается с лермонтовским «Прощай, немытая Россия, / Страна рабов, страна господ…»
По форме «Анчар» созвучен «Пророку» Пушкина. Стихотворение «Анчар» сюжетно, сюжет также восходит к притче, герои вводятся в повествование с целью поднять философские проблемы, сделать определенные выводы. При повторной редакции Пушкин заменяет слово «царь» более нейтральным «князь» по цензурным соображениям.
Форма стихотворения соответствует его философскому содержанию: язык повествования изобилует архаизмами, старославянизмами («древо», «чело», «тлетворный», «хладными»), стилистическая функция которых — создание окружающей картины в стихотворении.
Для раскрытия авторской поэзии широко используются тропы, особенно сравнительные: олицетворение (природа выступает как некое одушевленное существо, которое «породило» анчар и «корни ядом напоила»; вихрь «набежит» и «мчится», «блуждающая» туча), сравнение («как грозный часовой…»). Стихотворение насыщено эпитетами: лист «дремучий», песок «горючий», вихорь «черный», «тлетворный». Для усиления образа вселенского зла Пушкин использует оксюморон «зелень мертвую ветвей». Разнообразие поэтических фигур также способствует более полному раскрытию авторского замысла: композиция построена на приеме антитезы, для создания определенного настроения, художественной картины поэт широко применяет прием инверсии: «в пустыне чахлой и скупой», «зелень мертвую ветвей», «… уж ядовит стекает дождь…» и т.д. Четкой ритмической организации стихотворения способствуют анафоры («И зелень мертвую вегвей / И корни ядом напоила». «… И тот послушно в путь потек / И к утру возвратился с ядом»), а также перекрестная рифма и чередование мужской и женской рифм. Авторское тире в строке «стоит один во всей вселенной» также синтаксически усиливает впечатление отгороженности зла в естественной природе, воплощая тем самым авторский замысел. Стихотворение написано четырехстопным ямбом.
Итак, в «Анчаре» обобщены и синтезированы философские размышления Пушкина о всеобщих добре и зле, рабстве и тирании. Переход от частного образа ядовитого растения к обобщенному образу вселенского зла, а также предельная сжатость словесного выражения свидетельствуют о высокой степени философского обобщения, диалектичное™ пушкинского мышления. Выражению авторского замысла служит совокупность художественных изобразительных средств: тропы, фигуры, а также стиль, размер и т.д.