Вы находитесь: Главная страница> Твардовский Александр> Анализ стихотворения А.Т. Твардовского «Я знаю, никакой моей вины...»

Сочинение на тему «Анализ стихотворения А.Т. Твардовского «Я знаю, никакой моей вины…»»

Лейтмотивом стихотворения «Я знаю, никакой моей вины…» стала тема вечной вины выживших перед погибшими.

Твардовский писал, что и во время войны, и на протяжении всей жизни его никогда не покидала мысль о том, что он сам и все солдаты, вернувшиеся к своим семьям из страшной мясорубки войны, навсегда сроднились с теми, кто навечно остался в земле — под Москвой, под Сталинградом, под Берлином.

Это стало ведущей темой его послевоенной лирики и впервые прозвучало в стихотворении «Я убит подо Ржевом» (1945-1946). Исповедь погибшего солдата стала нравственной заповедью, наказом всем, кто остался в живых.

Тема долга живых перед погибшими является ведущей и в стихотворении «В тот день, когда окончилась война» (1948).

Эта тема постоянно присутствует и в послевоенной лирике Твардовского. Чувство, что все, кто не сгинул в пучине войны, должны вечно помнить, что им выпал счастливый жребий — остаться в живых, переполняет анализируемое стихотворение.

Анализ стихотворения «Я знаю, никакой моей вины…» следует начать с того, что оно написано уже в 1966 году. После окончания войны прошло больше двадцати лет, но раны, оставленные ею в душе, ещё свежи. Сокровенное, горькое, неизбывное чувство вины не покидает поэта. Пытаясь уверить себя в ее отсутствии, он все же понимает, что те, кому посчастливилось выжить в страшном котле войны, живут за себя и за тех, кто навечно остался там. «Живые вам бесконечно должны» — написано на одной из братских могил, где покоятся останки защитников Ржева.

Анализ стихотворения «Я знаю, никакой моей вины…» демонстрирует, что в поздней лирике Твардовский, всегда стремившийся к краткости, достиг предела лаконизма. В шести строках стихотворения нет ни одного лишнего слова. Оно напоминает запись в дневнике, размышление о собственных переживаниях. Автор ищет ответ на постоянно мучающий его вопрос, но не находит.

Примечательно, что в первоначальной редакции конец стихотворения был иным. В окончательном варианте автор отказался от законченности мысли. Многоточие в конце — не просто знак препинания, а жанровый признак медитативного отрывка.

Ответ на главный вопрос так и не был дан. Автор как бы приглашает к совместному размышлению. Незаконченность поздних стихотворений Твардовского мотивирована тем, что в них фиксируются мгновения продолжающейся жизни.