Стихотворение написано в 1840 г., за несколько месяцев до смерти,
и выражает одну из важных идей творчества поэта — идею свободы.
Все стихотворение представляет собой развернутую метафору «воли
и неволи», свободы и плена. Для реализации идеи стихотворения
поэт использует прием антитезы. Всего в стихотворении пять строф,
каждая из которых несет определенную смысловую нагрузку.
Первая строфа: Молча сижу под окошком темницы,
Синее небо отсюда мне видно:
В небе играют все вольные птицы;
Глядя на них, мне и больно и стыдно.
В этой строфе создается пространство «воли и неволи», которое
символично представлено в словах «темница» (неволя), «небо, птицы
» (свобода). И в это пространство поэт вводит своего героя —
«пленного рыцаря». Само сочетание слов наводит на мысль о
«неправильности» героя, потому что слово «рыцарь» всегда ассоциируется
со словом «подвиг», а «пленный рыцарь» подвиг совершить
не может. Образ тюрьмы здесь — это метафора неволи. Герой — воин,
он должен побеждать, а он побежден и заключен в темницу, поэтому
герой чувствует себя виноватым («больно и стыдно»).
Вторая строфа: Нет на устах моих грешньк молитвы,
Нету ни песни во славу любезной:
Помню я только старинные битвы,
Меч мой тяжелый да панцирь железный.
Строфа разделена на две части, первая часть развивает тему молчания
(нет ни молитвы, ни песни для любимой), а вторая — тему боя,
но беда в том, что и бой, и все ратные подвиги уже в прошлом. В настоящем
рыцарь может только вспоминать. Это подчеркивается эпитетом
«старинный». Настоящее — это тюрьма.
Третья и четвертая строфы — сердцевина стихотворения, в которой
расшифровывается метафора тюрьмы — детали тюрьмы превращаются
в рыцарское снаряжение:
В каменный панцирь я ныне закован,
Каменный шлем мою голову давит,
Щит мой от стрел и меча заколдован
Конь мой бежит, и никто им не правит.
Быстрое время — мой конь неизменный,
Шлема забрало — решетка бойницы,
Каменный панцирь — высокие стены,
Щит мой — чугунные двери темницы.
Названные в третьей строфе детали (каменный панцирь, каменный
шлем, щит и меч заколдованы от стрел, конь бежит) в четвертой
получают расшифровку. Здесь Лермонтов использует антитезу «камень-
железо», камень ассоциируется с тюрьмой (каменные стены,
каменный потолок), железо — с боем (щит, шлема забрало).
Пятая строфа очень эмоциональна. Первые две строки заканчиваются
восклицательным знаком:
Мчись же быстрее, летучее время!
Душно под новой бронею мне стало!
Смерть, как приедем, подержит мне стремя,
Слезу и сдерну с лица я забрало.
В последней строфе появляется еще один персонаж- смерть. Для
рыцаря смерть — освобождение от плена, он не боится смерти, она
у него выполняет роль слуги.
Вывод: первые четыре четверостишия создают образ побежденного
рыцаря, а пятая строфа — образ рыцаря-победителя, правда, свобода
здесь понимается на другом уровне.