«Памятник» — поэтическая медитация,
взгляд сверху на свое творчество. К теме па-
мятника, своему искусству, своей гениальной
личности, обращались многие поэты (Ломоносов, Державин), эпиграфом
взята первая строка из стихотворения Горация, древнегреческого
поэта: «Exegi monumentum» — «Я памятник воздвиг».
Первые три строфы, по определению Д. Лихачева, передают
панорамное зрение — поэт способен одним взглядом охватить необъятное
пространство. «Взор поэта охватывает не только физическое,
но и временное пространство. Наличие панорамного зрения отражает
способность видения всех сторон мироздания в их единстве»:
Я памятник себе воздвиг нерукотворный,
К нему не зарастет народная тропа,
Вознесся выше он главою непокорной
Александрийского столпа.
Нет, весь я не умру — душа в заветной лире
Мой прах переживет и тленья убежит —
И славен буду я, доколь в подлунном мире
Жив будет хоть один пиит.
Слух обо мне пройдет по всей Руси великой,
И назовет меня всяк сущий в ней язык,
И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой
Тунгус, и друг степей калмык.
В. Непомнящих назвал «Памятник» откликом на «Пророка».
Здесь подводится итог тому, о чем было заявлено в «Пророке»
(Исполнись волею моей…). Пророческое служение дало свои результаты,
в этом стихотворении сливаются прошлое и будущее, настоящего
вообще нет. «Буду любезен» при каких условиях? Тогда,
когда он обретает единство с народом:
И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я свободу
И милость к падшим призывал.
«Чувства добрые» и «свобода» — это главные темы пушкинского
творчества, что и снискало поэту любовь народную.
«А далее идет отвержение того, что могло бы разрушить это единение,
эту любовь»:
Веленью Божию, о муза, будь послушна,
Обиды не страшась, не требуя венца,
Хвалу и клевету приемли равнодушно
И не оспоривай глупца.
«Божие веленье» — единственное условие, которому должен следовать
поэт, не требуя награды, но и не воспринимая клевету, хвалу
и глупость. Пушкин поднимает миссию поэта на духовную высоту.