Вы находитесь: Главная страница> Маяковский Владимир> Анализ стихотворения В.В. Маяковского «Послушайте!» (восприятие, истолкование, оценка)

Сочинение на тему «Анализ стихотворения В.В. Маяковского «Послушайте!» (восприятие, истолкование, оценка)»

Творческое наследие Маяковского весьма обширно, но вместе с тем и неоднозначно. За последние двадцать лет как художественные достоинства многих его произведений, так и их значимость подверглись пересмотру. Многие произведения, написанные Маяковским, были «на злобу дня», потому не могли не устареть. Однако значительная часть его творчества затрагивает темы вечные, которые никогда не потеряют актуальность.
К таким произведениям относится стихотворение «Послушайте!».
Примечательна уже сама форма, в которой создано произведение. Если брать классические аналоги, то наиболее близкой является форма послания. Послание традиционно обращено к другу, любимой, родным и имеет характер личный, интимный. Даже такое стихотворение, как знаменитое пушкинское «Во глубине сибирских руд», несмотря на свое гражданское звучание, обращено к конкретным лицам (декабристам) и имеет общий характер дружеской поддержки, утешения.
У Маяковского все наоборот. Его адресат — все люди сразу. Он обращается к аудитории, к массе, как если бы выступал с трибуны. Отсюда соответствующая структура фразы, максимально приближенная к разговорной речи, рваный ритм стиха, рассчитанного на интонационное акцентирование и, не исключено, жестикуляцию. Тем не менее, выработав такой поэтический язык и авторскую манеру, Маяковский умудрялся писать удивительные по своей силе лирические произведения. При этом эмоциональное воздействие усиливалось при помощи контраста: с одной стороны — площадная, ораторская манера письма, с другой — проникновенное, лирическое содержание.
Именно на таком принципе построено стихотворение «Послушайте!».
Все содержание произведения развивается вокруг риторического вопроса. Его звучание усиливается наличи
ем кольцевой композиции — вопрос повторяется в конце стихотворения. Все, что находится между, по существу, является обоснованием этого вопроса. Контрастно и описание самих звезд. Вначале Маяковский называет их «плевочками», а затем вводит в повествование сцену с богом:
Значит — кто-то называет эти плевочки
жемчужиной?
И, надрываясь
в метелях полуденной пыли,
врывается к богу,
боится, что опоздал,
плачет,
целует ему жилистую руку,
просит —
чтоб обязательно была звезда! —
Смысл стихотворения — в попытке разгадать смысл бытия, понять скрытую причину существования мироздания. В произведении утверждается право на высокое предназначение человека. Это — взволнованное обращение к читателю-другу, разговор о безграничной «звездной» возможности человека. Не случайно позднее Маяковский признавался: «Если б я поэтом не был, я бы стал бы звездочетом». Обостренное ощущение красоты мироздания, космоса, свойственное Маяковскому, не заслоняет главную ценность — человека. Звездность ночного неба, далекого от человеческой «беззвездной муки», по мысли Маяковского, необходима, как творческий процесс — источник человеческой радости.
Итак, стихотворение «Послушайте!» в новой, во многом новаторской форме поднимает вечные проблемы: о смысле бытия, о значении человеческой жизни для мироздания, о необходимости думать о высоком.
Лирика Маяковского была важным этапом в развитии русской литературы XX века, оказавшим колоссальное влияние на всю последующую поэзию.