1. Отношение поэта к действительности.
2. Призыв читателя к действию.
3. Сатира и юмор в раннем творчестве.
4. Сатирические комедии.
5. Крайний гиперболизм поэта.
6. Шарж как обличительный прием.
7. Литературные пародии.
В. В. Маяковский является одним из талантливейших поэтов XX века. Само отношение к действительности у поэта всегда было полярным, он все делил на черное и белое, либо вообще отсутствовал цвет. «Ненавижу всяческую мертвечину, обожаю всяческую жизнь» — это и был основной мотив в творчестве поэта. Именно такая ненависть к «мертвечине» особо ярко проявлялась в сатирических произведениях Маяковского. Причем Маяковский всегда был последователен, четок в своих высказываниях, но одновременно с этим он мог и сильно преувеличивать, доводить объект сатиры до полного абсурда. Он всегда стремился заставить читателя изменить себя и мир, поэт верил в великую силу слова: «Я знаю силу слов, я знаю слов набат…». Маяковский призывал каждого человека к действию, и в этом ему помогала именно сатира, так как такие стихи были общедоступными и легкими в плане прочтения, ритма и рифмы. Писатель использовал любую возможность для того, чтобы донести свои стихи до читателя — известно, что поэтические творения Маяковского печатались даже на конфетных обертках. В статье «Как делать стихи» Маяковский пишет, что некоторые стихи его принуждает писать «творческая необходимость, социальный заказ». Он прекрасно понимал опасность определенных явлений в жизни и необходимость их искоренения. Именно поэтому в стихах Маяковского появляется необычайная злободневность строк, материал для которых был взят из реальной и неприглядной действительности. Юмор и сатира встречается во многих произведениях Маяковского. В раннем своем творчестве поэт в основном высмеивал и критиковал буржуазию, ее уклад, жизненные понятия, ценности и принципы. Для писателя весь буржуазный мир был жалким и недостойным примером для подражания. В стихотворении «Нате!», которое было написано в 1913 году, это очень ярко выражено. Всего лишь в одном четверостишии Маяковский умудряется описать всю суть буржуа:
Вот вы, мужчина, у вас в усах капуста где-то недокушанных, недоеденных щей; вот вы, женщина, на вас белила густо, вы смотрите устрицей из раковин вещей. Сатирические ноты звучат и в комедиях Маякоского «Клоп» и «Баня». Они посвящены борьбе с бюрократизмом. В комедии «Клоп» писатель изображает некого Присыпкина, с которым происходят удивительная история: его замораживают. А когда Присыпкина вновь возвращают к жизни, то люди будущего с удивлением рассматривают это «водкой питающееся млекопитающее». Но он начинает распространять болезнетворные бациллы алкоголизма и подхалимства. Поэтому его как редкий экземпляр обы-вателиуса вульгарис и его спутника клопуса норма-лис отдают зоологическому саду в качестве редчайшего экспоната.
Более острая сатира на бюрократизм присутствует в комедии «Баня». Маяковский писал: «“Баня” — моет (просто стирает) бюрократов». Комедийно даже само имя главного героя — главначпупс (главный начальник по управлению согласованием) Победоно-сиков.
Один из приемов Маяковского при написании сатирического произведения был крайний гиперболизм. Явления, которые гиперболизируются до бесконечности, становятся уже какими-то фантастическими. Так, в стихотворении «Гимн судьбе» можно прочитать:
…Глаза у судьи — пара жестянок мерцает в помойной яме.
Попал павлин оранжево-синий под глаз его строгий,
Как пост, — и вылинял моментально павлиний великолепный хвост!
Из писателей того времени никто не сравниться с Маяковским в искусстве шаржа — сатирического преувеличения и сгущения обличаемых черт. Именно таким приемом воспользовался поэт при написании стихотворения «6 монахинь», где находит отражение необычайно точная карикатура на религиозное ханжество:
Трезвые, чистые,
как раствор борной, вместе,
эскадроном, садятся есть.
Пообедав, сообща скрываются в уборной.
Одна зевнула — зевают шесть…
Придешь ночью — сидят и бормочут.
Рассвет в розы — бормочут стервозы!
И днем, и ночью, и в утра, и в полдни сидят и бормочут, дуры господни.
В 1922 году в газете «Известия» появляется стихотворение «Прозаседавшиеся». Вся история начинается со спокойной иронией о начале рабочего дня прозаседавшихся, которые еще с утра пораньше уже спешат в учреждения, чтобы заняться своими бумажными делами. Уже во второй строфе появляется образ поэта, «со времени она» обивающего порог учреждения, чтобы хоть как-то получить «аудиенцию» у руководителя, поймать которого абсолютно невозможно — этот «товарищ Иван Ваныч» вечно заседает. Маяковский в стихотворении подчеркивает и насмехается над важностью всех мнимых дел, которые постоянно решает Иван Ваныч и его подчиненные. Их основные проблемы — это объединение ТЕО и ГУКОН (Театральный отдел Наркомпроса и Главного управления коннозаводства при Нарком-земе). Следующий очень важный вопрос — это вопрос о «покупке склянки чернил губкооперативом», и таких дел у них огромное количество. И тот человек, который ворвался на заседание, видит страшную картину: там сидят «людей половины». Комический характер этой ужасной картины подчеркивается «спокойнейшим» отношением секретаря ко всему происходящему:
«Зарезали!
Убили!» —
Мечусь, оря.
От страшной картины свихнулся разум, и слышу
спокойнейший голосок секретаря:
«Они на двух заседаниях сразу.
В день
заседаний на двадцать надо поспеть нам.
Поневоле приходится раздвоиться.
До пояса здесь, а остальное там».
Маяковский стремился искоренить все подобные, бессмысленные заседания. Писатель в конце стихотворения «Прозаседавшиеся» призывал к тому, чтобы покончить с этим злом.
На протяжении всего своего творчества В. В. Маяковский переосмысливает само искусство сатиры, писатель начинает вводить абсолютно новые приемы и изменять старые. Жанр гимна ему необходим как один из обличительных приемов («Гимн обеду»). Поэт очень часто использует метафору («Легко ли критикам наше белье ежедневно прополаскивать в газетной странице?») и искажает цитаты (Мысль одна под волосица вложена: «Причесываться? Зачем же?! На время не стоит труда, а вечно причесанным быть невозможно…»).
Вся жизнь и творчество Маяковского — это пример безоговорочного служения народу, подвиг высокого бескорыстия. Поэт своими стихами стремился объединить миллионные массы людей в единое целое для того, чтобы решить главные задачи эпохи. И это ему действительно удалось.