Вы находитесь: Главная страница> Маяковский Владимир> Анализ стихотворения В.В. Маяковского «Скрипка и немножко нервно» (восприятие, истолкование, оценка)

Сочинение на тему «Анализ стихотворения В.В. Маяковского «Скрипка и немножко нервно» (восприятие, истолкование, оценка)»

Стихотворение В. В. Маяковского «Скрипка и немножко нервно» написано в 1914 году и относится к первому периоду творчества поэта. Когда читаешь это произведение, испытываешь некую тревогу, беспокойство, жалость к лирическому герою и скрипке, которая становится героиней стихотворения. Создается ощущение, что автор хочет докричаться до читателей, заставить людей обратить внимание на него и его душевное состояние; он устал от одиночества, от всеобщего непонимания. Это стихотворение — крик души лирического героя, его протест, вызов толпе, которая представляется ему «стоглавой вошью».
Стихотворение «Скрипка и немножко нервно» написано в тот период творчества поэта, когда он определяет себя как поэт-футурист. Поэтому в произведении очевидны черты новаторства Маяковского, его обращенности в будущее. В центре внимания поэта конфликт между личностью («Я») и обществом, окружающим миром, толпой. Этот конфликт является типической чертой всей ранней лирики Маяковского.
Скрипка становится символом плача, который рвется из души лирического героя, но наталкивается на равнодушие, непонимание, даже презрение окружающих. Не случайно выбрана именно скрипка: мы привыкли к устойчивым выражениям «скрипка плачет», «скрипка стонет» и т. д. Скрипка ассоциируется с тоской, страданием, но в то же время она средство выплеснуть свои чувства наружу.
Само название стихотворения создает эмоциональный фон нервности, беспокойства. Интересно, что однородными членами становятся существительное и наречие, тем самым поэт пытается показать, что уже в самом предмете (скрипка) заключен мотив тревоги. Скрипка упрашивает окружающих, но, видимо, не дожидается ответа, поскольку «вдруг разревелась». Рыдание не случайно сравнивается с детским плачем, ведь в детских слезах поражает именно беспомощность, беззащитность. Страдания скрипки становятся безудержными, они изливаются потоком, скрипка «выплакивалась» «без слов, без такта». Однако толпа, символом которой выступает оркестр, остается равнодушной, «чужо смотрит». Только барабан испытывает беспокойство, выслушивая тоску скрипки, пытается успокоить ее, но выясняется, что заботится при этом он не о героине, а о самом себе: просто он больше не может слушать звук плача. Барабан находит для себя выход: он уходит, устав от чужих чувств. Показательно, что именно барабан в состоянии хоть как-то отреагировать на боль: ведь по нему все время бьют, а это значит, что он знает, что такое страдания, пусть физические, но все-таки.
Выразителем идей толпы становится «меднорожий» геликон, который называет скрипку дурой. Его речь отрывиста, он кричит рублеными фразами, использует повелительное наклонение глагола: «Вытри!» — очевидно, предлагая скрипке вытереть слезы и замолчать. Этот момент можно назвать кульминацией стихотворения: ведь лирический герой не выдерживает как раз в это мгновение и бросается на помощь скрипке. Он перешагивает через пюпитры, и его душевное состояние таково, что даже они ужасаются: «сгибающиеся под ужасом пюпитры».
Лирический герой чувствует родство со скрипкой, он тоже не понят окружающими, над ним смеются, музыканты презирают его:
«Влип как!
Пришел к деревянной невесте!
Голова!»
Трагическая похожесть лирического героя и плачущей скрипки свидетельствует о том, что даже в мире неодушевленных предметов человек может найти большее понимание, нежели среди людей. Герой обнимает деревянную шею скрипки, потому что нет людей, которых он мог бы обнять и поведать им о своем страдании. Он одинок. Тема одиночества является одной из самых характерных для раннего творчества Маяковского.
Вся ранняя лирика поэта — крик, вызов, желание заявить о себе, этим объясняется и та особенность его творчества, что он эпатирует публику, заставляет ее содрогнугься. Однако толпа не хочет слышать «глашатая», она живет другими ценностями, поэтому лирический герой отгорожен от общества стеной и не может достучаться до него даже в крике:
«…я вот тоже
ору —
а доказать ничего не умею!»
Самыми убедительными аргументами в полемике с толпой герой считает два: «А мне — наплевать!» и «Я — хороший». Первый отражает отношение и поэта, и лирического героя к толпе, но в то же время в нем звучит безысходность: ведь если человек уже ничего не может сделать, он машет рукой, говорит, что ему все равно. Использование эпитета «хороший» в характеристике самого себя вызывает жалость у читателя, ведь хороших нельзя обижать. Кроме того, в этом аргументе звучит что-то детское, наивное: детям свойственно делить людей на хороших и плохих.
Финал стихотворения, с одной стороны, дает надежду: герой находит родственную душу, пусть такую же одинокую, но зато способную понять мучения лирического героя. С другой стороны, это близкое существо — просто неодушевленный предмет, следовательно, таким образом автор подчеркивает одиночество своего лирического «Я». Кроме того, произведение заканчивается вопросительным знаком, который является символом сомнений, колебаний, неуверенности героя.
Новаторство Маяковского заключается не только в своеобразии темы и решении проблем, но и в особенностях формы. Так, поэт использует авторские неологизмы, усиливающие воздействие на читателя. Например, глагол «вылязгивала» показывает, с одной стороны, повторяемость совершаемого действия, а с другой — подчеркивает неприятность создаваемого тарелкой звука. Или прилагательное «меднорожий» по отношению к геликону подчеркивает его грубость, неотесанность, невежество. Он голос из толпы, он ненавидит одиночек.
Поиски поэта в области формы проявились и в построении фраз, и в строфике. Короткие строчки создают настрой стихотворения, помогают понять издерганность души лирического героя, его нервность.
Большую роль в реализации замысла поэта играют художественные средства. Автор использует эпитеты: меднорожий, потный, — и в воображении читателя сразу возникает образ геликона; глупая по отношению к тарелке характеризует ее как часть толпы. Все стихотворение строится на приеме олицетворения: неодушевленные предметы наделяются признаками, свойствами человека. Оркестр оживает, барабан двигается, скрипка разговаривает и т. д. Типичным для стихотворения является метафора, то есть слова и выражения, употребленные в переносном значении. Барабан «шмыгнул» на Кузнецкий — используя такую метафору, Маяковский хочет подчеркнуть, что инструмент стремится скрыться от скрипки, уйти от ее боли.
Эксперименты в области формы связаны с использованием инверсии — расположения слов в предложении в ином порядке, нежели это установлено правилами грамматики. Например, реплика музыкантов: «Влип как!» — означает, что для них важен именно тот факт, что лирический герой, по их мнению, «влип», выпал из общего круга, а не то, «как» это произошло.
Таким образом, стихотворение В. В. Маяковского «Скрипка и немножко нервно» органично входит в структуру ранней лирики поэта, занимает свое место среди таких шедевров, как «А вы могли бы?», «Я», «Нате!», «Послушайте!», «Вам!» и т.д. Гиперболизм восприятия мира, трагическое одиночество лирического героя, отгороженность от общества, восприятие толпы как огромного злого организма, желание выкрикнуть некую истину, быть услышанным, противопоставить себя миру — вот отличительные черты творчества Маяковского, которые отразились и в анализируемом стихотворении.