Мысль о том, что поэзия должна насыщаться
жизнью, выражена в стихотворении «Весна».
Стихотворение состоит из 4 строф, первые
2 строфы — метафора весны, последние 2 строфы — метафора поэзии.
Передается весеннее состояние через отождествление человека
с миром природы. Сравнения, используемые Пастернаком для передачи
звуков, ароматов, запахов весны, взятые из окружения
человека, — все вместе создают картину единения человека и природы.
В первой строфе в одном лексическом ряду «что почек, что
клейких огарков», человеческие качества отданы живой природе:
«тянет из парка. И реплики леса окрепли». Это и есть передача весны
через отождествление человека с миром природы. Необычная
метафора выполняет необычную роль.
Во второй строфе метафора становится более человечной:
«лес стянут по горлу петлею пернатых гортаней, как буйвол арканом
». Очень необычное сравнение «стальной гладиатор органа»
передает звуки леса, наполненные гортанным криком птиц, криком,
вырывающимся из стянутого, как будто арканом, горла.
Вторая часть стихотворения раскрывает смысл поэзии в метафоре
«губки». Поэзия — это греческая губка в присосках, которая может
впитать все: и природное, и человеческое. Заканчивается стихотворение
торжественным обещанием лирического героя все выжать из
«губки» (поэзии) во «здравие жадной бумаги».
Поэт наполняет свое стихотворение бытовыми деталями и подробностями,
чтобы через них передать единство человека и мира природы.