Роман «Евгений Онегин» настолько многогранен, что его невозможно охарактеризовать одним понятием, одним словом. Каждый читатель находил в нем что-то новое, открывал для себя это удивительное произведение.
Это и «энциклопедия русской жизни», как определил роман В. Г. Белинский, и первый русский реалистический роман, и свободный роман, — это открытие А. С. Пушкина, предвосхитившее развитие всей последующей литературы как XIX, так и XX века. «Пишу не роман, а роман в стихах — дьявольская разница» — так сказал сам автор о своем произведении в письме к П. А. Вяземскому. Жанр свободного романа подразумевает существование разных точек зрения в нем, свободу авторского повествования. Кроме того, А. С. Пушкин оставляет свободу читателю — в восприятии героя.
Автор в романе А. С. Пушкина равноправен с други-
ми героями. И линия автора, его точка зрения, существует сама по себе, отдельно от точки зрения главного героя, Онегина, иногда пересекаясь с ней. Третий же герой романа, Ленский, совершенно не похож ни на автора, ни на Онегина, с ним связана еще одна точка зрения, иная позиция, противопоставляющаяся в первую очередь позиции Онегина, так как автор на протяжении всего романа нигде не сталкивается с Ленским, он лишь показывает свое к нему отношение.
А. С. Пушкин с мягкой иронией рассказывает о Ленском, этом восторженном романтике, который
…пел разлуку и печаль,
И нечто, и туманну даль…
С иронией определяет автор его стиль:
Так он писал темно и вяло
(Что романтизмом мы зовем,
Хоть романтизма тут нимало
Не вижу я…).
Романтизм уже ушел из жизни, как уходит и Ленский. Его смерть закономерна: она символизирует собой полный отказ от романтических идей. Ленский не развивается во времени, он статичен. Отличаясь от тех людей, среди которых вынужден жить, Ленский был способен только на то, чтобы быстро вспыхнуть — и угаснуть. И, даже оставшись жив, он в будущем стал бы рядовым обывателем:
Пил, ел, скучал, толстел, хирел
И наконец в своей постеле
Скончался б посреди детей,
Плаксивых баб и лекарей.
Как утверждает Пушкин, этот тип нежизнеспособен. Совершенно иным представлен Онегин. Он в чем-то схож с автором, и поэтому они становятся друзьями:
Мне нравились его черты,
Мечтам невольная преданность…
Они оба сходятся в своем отношении к свету, оба бегут от него. Оба скептики и вместе с тем интеллекту
алы. Но Онегин, как и автор, развивается, меняется, и его дружба с автором оказывается недолговечной. Автор постепенно отдаляется от Онегина. Когда же Евгений участвует в бессмысленной дуэли, испугавшись общественного мнения, и убивает на ней Ленского, когда оказывается, что он не обладает твердыми нравственными принципами, автор совершенно отдаляется от своего героя. Но они и раньше не были полными единомышленниками, их взгляды во многом различны: это и их отношение к искусству, к театру, к любви, к природе. Один из них поэт, а другой не может отличить ямба от хорея. Автор открыто восхищается драматическим искусством, для него театр — это «волшебный край». Онегин же
…на сцену
В большом рассеянье взглянул,
Отворотился — и зевнул…
Отношение Онегина к любви:
Как рано мог он лицемерить,
Таить надежду, ревновать… —
также отличается от авторского.
Онегин, будучи искушенным в науке любви, упустил возможность счастья для себя, оказался не способным на истинное чувство. Когда же он смог полюбить, то все равно не достиг счастья: было уже слишком поздно. И его путь оказывается ошибочным.
Позиция автора иная, его не раз волновали страсти, любовь была неизменным спутником жизни:
Замечу кстати: все поэты —
Любви мечтательной друзья.
И конечно, отношение к Татьяне во многом определяет их точки зрения, отдаляя друг от друга. Чем ближе Пушкин к Татьяне, тем больше отдаляется он от Онегина, который нравственно намного ниже героини. И, только когда Онегин станет способен на высокое чувство, когда он влюбится в Татьяну, А. С. Пушкин перестанет быть критичным.
Различает их и отношение к природе. Онегин далек от нее, как и от всего живого и прекрасного, автор же «предан душой», «рожден для жизни мирной, для деревенской тишины».
Пушкин показал, что «онегинский» тип обречен. Правда, он оставляет герою выбор — финал романа открытый.
Уникальность этого романа заключается в том, что автор смотрит на Онегина уже не как на своего героя, а как на вполне реального человека, со своим мировоззрением, со своими собственными взглядами на жизнь. Кажется, что Онегин совершенно независим от автора, и это как раз и делает роман по-настоящему реалистическим.