«Евгений Онегин» — неисчерпаемое по содержанию произведение, в котором разнообразна авторская интонация. В ней наряду с лиризмом, грустью часто звучит ирония.
Ноты иронии заметны в тех частях произведения, где повествуется об Онегине: с одной стороны, он претендует на «значительность», с другой стороны — не может ничего свершить. Для настоящего дела «рано чувства в нем остыли», он был «угрюм», но за этой угрюмостью нет концентрации мысли. Он «зевая за перо взялся» — все его действия и мысли порождены чуть ли не зевотой. Он томится «душевной пустотой», а его «неподражательная странность» бесплодна.
Обращена ирония Пушкина и на Ленского, на его стихи, которые «полны любовной чепухи, звучат и льются». Писал Владимир, по замечанию Пушкина, «темно и вяло». Иронична и такая деталь: сочиняя в ночь перед дуэлью стихи, «на модном слове идеал / Тихонько Ленский задремал».
Ироничные замечания Пушкин дает и о поместном дворян-_ стве. Иронично названы автором гости, съехавшиеся на именины Татьяны, им даны говорящие фамилии: Пустяков, Петухов, Скотинин и другие.
Но есть одна героиня, которой ирония почти не касается, — это Татьяна Ларина, «милый идеал».
Авторская ирония придает роману в стихах «Евгений Онегин» особую прелесть и очарование, помогает глубже, реалистичнее показать образы героев произведения.