1. Дневник души поэта.
2. Лицемерная маска общества.
3. Замкнутый порочный круг.
Нигде не чувствуешь так свое одиночество как среди людей.
Т. Ребрик
У современников М. Ю. Лермонтова складывался весьма противоречивый портрет писателя. Однако у нас, по мнению И. Л. Андроникова, остался один из верных источников душевного мира писателя — его сборники стихотворений. Поэтому внимательный и чуткий читатель сможет понять весь трагизм и чувство одиночества, нашедшие выражение в его поэтическом творчестве.
Одиночество М. Ю. Лермонтова обусловлено жизненными переживаниями, которые постепенно оформляются в дневнике его души. «Лермонтов долго был нескладным мальчиком, — писал А. В. Дружинин, — и даже в молодости… не мог отделаться от застенчивости, которую только прикрывал, то холодностью, то насмешливой сумрачностью приемов». Поэт не чувствует себя своим в. кругу людей, которые его окружают. Возможно, он далек от них по взглядам на жизнь или по личным впечатлениям от увиденного. В одном из стихотворений («Когда я пестрою толпою окружен…») лирический герой называет тех, кто его окружает, толпой, которой чужды его вольные стремления и красота мира, понятная даже ребенку.
Как часто пестрою толпою окружен,
Когда передо мной, как будто бы сквозь сон…
При диком шепоте затверженных речей,
Мелькают образы бездушные людей,
Приличьем стянутые маски…
М. Ю. Лермонтов же ни в стихотворениях, ни в жизни не использовал маски. Поэтому на его лице отражались все волнения и сомнения, которые происходили в душе. «Очевидно, Лермонтова можно было представить только в динамике — в резких сменах душевных состояний, в быстром движении мысли, в постоянной игре лица», — замечал И. Л. Андроников. Такую динамику он переносит и на свои стихотворения. Лирический герой полностью отдается чувству, которое зажигает в его душе другой, любимый им человек. И снова гаснет, когда теряет его. Так, в стихотворении «К….» поэт приоткрывает нам причину волнений своей души. В комментариях к произведению говориться о том, что оно обращено к А. Г. Столыпиной, двоюродной сестре матери Лермонтова М. М. Лермонтовой. И только ей он пишет о том, что его дух рано «состарился». Молодой человек по своему духовному уровню намного старше тех, кто его окружает. Возможно, поэтому он не находит в них родственных черт. Они не понимают и не могут понять, что происходит в душе, способной запечатлеть один взгляд. Да и сам лирический герой не хочет раскрывать им истину. Ведь общество не сможет постичь, как для одной счастливой минуты можно забыть весь мир и целиком отдаться чувствам, охватившим тебя при созерцании красоты. Увиденное великолепие он стремится скрыть в богатстве и мире своей души. Но при таком раскладе лирический герой остается вне своего общества, далеким от него по взглядам на жизнь и на происходящее. Ведь они не хотят понять этой красоты. Так зачем им давать топтать то, что так дорого сердцу?
Я для него забыл весь мир,
Для сей минуты незабвенной;
Но я теперь, как нищ, сир,
Брожу один, как отчужденный!
В конце последней строчки поставлен восклицательный знак, значит писатель делает акцент именно на этом предложении. В нем заключен очень глубокий смысл. Ведь писатель обращается не только к тому, кому он адресовал свое стихотворение. Он также уже в одной строчке показывает бессмысленность своего положения и состояния. Лирический герой понимает, что все равно останется один на один со своим одиночеством. Никто не сможет ему подать руку помощи или разомкнуть этот порочный круг. Чтобы пояснить свое понимание проблемы, лирический герой сравнивает себя с путником, который нередко в темноте ищет дорогу спасения. Но он, как мотылек, летящий на огонь, погибает, когда видит спасительный свет. Так, в пути он натыкается на огонь и пытается найти его источник.
Образ огня говорит не только о существовании людей в непроходимых местах, но и о том, что он может согреть и руки, и душу уставшего и одинокого странника. Возможно, тепло растопит лед, который сковал сердце бедного путника или лирического героя. Но такой огонь коварен. Он притягивает к себе странника и заманивает его в ловушку: «схватил рукой… И пропасть под ногой скользящей!..».
В этом стихотворении поэт еще раз напоминает о том, что не стоит даже пытаться кому-то раскрыть свой внутренний мир. Общество все равно не поймет и не сможет оценить душевное богатство, скрытое под маской лицемерия. «С юных лет светское общество, с которым Лермонтов был связан рождением и воспитанием, — писал И. А. Андроников, — олицетворяло в его глазах все лживое и бесчувственное, жестокое, лицемерное». В таком случае лучше, наверное, казаться тем, за кого тебя принимают. Но тогда лирический герой, а значит, и сам поэт останется один в том мире, в котором ему приходится существовать. Следовательно, возникает вопрос: возможен ли выход из этого состояния или порочный круг настолько замкнут, что его невозможно разорвать. В творчестве М. Ю. Лермонтова таким спасительным кругом становится любовь. Только любимому человеку лирический герой приоткрывает свои душевные томления. Но интересно, что и описание < этого образа также сопровождается определением «один». Например, говорится о том, что дорогой сердцу образ далек от грешной земли, способной разрушить хрупкий мир счастья. Так, в стихотворении «Звезда» одинокая странница влечет за собой лирического героя и ассоциируется у него с любимым человеком. Вверху одна Горит звезда; Мой взор она Манит всегда; Мои мечты Она влечет И с высоты Меня зовет! В стихотворении возникает и другое понимание далекого образа, о котором мечтает лирический герой. Родной облик настолько же далеко и от него, как и от того общества, в котором они находятся. Поэтому лирический герой снова остается один. Только в мыслях и в ночной тиши он может возвращаться к звезде, напоминающей ему о родственной душе, существующей в этом мире. М. Ю. Лермонтову было свойственно «оживлять природу» и ее проявления. Таким же живым образом и предстает перед нами звезда. Она становится не только символом далекого и хорошего товарища, но и в какой-то степени самим негласным другом лирического героя. Ведь именно с ней у него есть возможность общаться и находить общие темы для разговора. Даже усталость не становится причиной, способной помешать этому душевному и откровенному разговору. Усталых вежд Я не смыкал, И без надежд К нему взирал! Но подобные небесные тела появляются только в ночи, их невидно при дневном свете, который своим пустым и жестоким блеском затмевает маленькую и далекую от лирического героя звездочку. И поэт снова остается один в большом мире людей. А день, проведенный в таком обществе, настолько долог, что забывается спасительный для души свет, единственный с которым лирический герой нашел общий язык. В этом случае верно написано о том, что «и скучно и грустно, и некому руку подать». Эта строчка говорит: лирический герой способен на диалог с родственной для него душой. Он ждет помощи от тех, кто его окружает. Но, к сожалению, не находит. Поэт рассуждает о том, что любовь может разомкнуть этот круг. Однако в реальной жизни это не всегда доступно, тем более, когда человек разочаровывается в любви. Поэтому он делает вывод о том, что вечной любви на все времена не бывает. Тогда стоит ли раскрывать свой внутренний мир постороннему, хоть и сочувствующему человеку. Любить... но кого же?., на время — не стоит труда, А вечно любить невозможно. Но самое важное то, что не только в любимом друге, но и в самом себе лирический герой потерял ту точку опоры, которая у него была. Так и душевная атмосфера приходит в разлад с новым «соперником» — внутренним миром. В себя ли заглянешь? — там прошлого нет и следа: И радость, и муки, и все там ничтожно... В своих стихотворениях поэт старается найти способ, чтобы разомкнуть круг одиночества, в который его загнало окружение. Но постепенно он приходит к выводу, что это неосуществимо. Даже любовь не спасает и не согревает своим огнем. Наоборот, в сердце лирического героя создается еще больший разлад в момент постижения и восприятия мира. Оно не согласует с его душевным состоянием и равновесием. Так поэт теряет свою внутреннюю опору и остается безумно одиноким «в царстве произвола и мглы».