Роман «Евгений Онегин» — реалистическое произведение. А. С. Пушкин изобразил в нем современное ему дворянское общество 20-х годов XIX века, детально показав при этом, как и чем живут дворяне не только в обеих столицах, но и в провинции.
Для петербургского дворянства характерны суетность и ми- шурность: «везде поспеть немудрено». День главного героя Евгения Онегина — воплощение суеты:
Бывало, он еще в постеле:
К нему записочки несут.
Что? Приглашенъя? В самом деле,
Три дома на вечер зовут…
А затем — сменяющие друг друга развлечения. Онегин живет по часам, не придавая смысла тому, что делает. День у него начинается после полудня, он встает поздно — это одна из черт жизни аристократов. После обеда Онегин едет в театр, хотя тот и потерял для него очарование, стал чем-то обыденным, надоевшим:
Еще амуры, черти, змеи
На сцене скачут и шумят…
А уж Онегин вышел вон;
Домой одеться едет он.
Бал начинался в девять или десять часов вечера, но в обычае светских молодых людей было принято приезжать за полночь. После ночного развлечения Онегин отправлялся спать:
Что ж мой Онегин? Полусонный
В постелю с бала едет он.
Евгений в рамках того времени был человеком достаточно высокообразованным и хорошо воспитанным, хотя учился и воспитывался дома:
Он по-французски совершенно
Мог изъясняться и писал;
Легко мазурку танцевал
И кланялся непринужденно.
А еще Пушкин отмечает, что Онегин «острижен по последней моде». В кабинете у героя «янтарь на трубках Цареграда, фарфор и бронза на столе, духи в граненом хрустале».
В этом столичном обществе превыше всего ставится общественное мнение, которое создает особенный тип поведения:
И вот общественное мненье!
Пружина чести, наш кумир!
И вот на чем вертится мир!
Основная черта провинциального дворянства — патриархальность, верность старине:
Они хранили в жизни мирной
Привычки милой старины.
Среди провинциальных развлечений особое место занимает бал, причем новые веяния еще не проникли в глубинку, и поэтому в танцах господствует традиция:
Еще мазурка сохранила
Первоначальные красы:
Припрыжки, каблуки, усы.
В провинции женщины читают в основном сентиментальные романы. Круг чтения Татьяны типичен для деревенской барышни: романы Ричардсона и Руссо, сонник Мартына Задеки.
Деревенские жители много едят. Пушкин с удовольствием описывает деревенские разносолы. Еда составляет чуть ли не самую существенную часть деревенской жизни.
Поместные дворяне — одна большая семья. Они любят посудачить друг с другом. Взаимоотношения дворян с крестьянами не являются самостоятельной темой в романе, о них лишь упоминается в связи с характеристикой основных действующих лиц:
Ярем он барщины, старинной
Оброком легким заменил;
И раб судьбу благословил.
Зеркалом поместного дворянства может служить семья Лариных. Пушкин подробно описывает их быт. Мать Ольги и Татьяны в молодости была московской барышней. Потом она вышла замуж за помещика, сначала плакала, а потом привыкла, стала полновластной хозяйкой:
Она езжала по работам
Солила на зиму грибы.
В романе изображены также гости Лариных, которые приехали на именины Татьяны:
С своей супругою дородной
Приехал толстый Пустяков;
Гвоздин, хозяин превосходный,
Владелец нищих мужиков;
Скотинины, чета седая…
Уездный франтик Петушков,
Мой брат двоюродный, Буянов,
В пуху, в картузе с козырьком
(Как вам, конечно, он знаком),
И отставной советник Флянов,
Тяжелый сплетник, старый плут,
Обжора, взяточник и шут.
Нетрудно заметить, что у всех гостей «говорящие» фамилии. И конечно же, все они неисправимые консерваторы. Когда Онегин заменил барщину оброком, они назвали его опаснейшим чудаком и дружбу с ним прекратили.
Там же, в деревне, встречались и лучшие представители дворянства. Таковы Ленский и Онегин. Ленский стал близким другом Евгению. Он увлекался модными в то время философскими учениями и оторванной от жизни мечтательной романтической поэзией. У Ленского много прекрасных задатков, но ему недостает знания и понимания действительности. Он воспринимает людей как романтик и мечтатель.
Как и Онегину, Ленскому чуждо общество провинциального дворянства с его узкими интересами, но он идеализирует Ольгу Ларину — обыкновенную девушку, которая легкомысленно относится к любви. Ее образ — это пародия на сентиментальный портрет.
Центральный женский образ в романе — образ Татьяны Лариной. Пушкин называет свою героиню «русскою душою», «милым идеалом». В характере Татьяны есть черты, которые роднят ее и с Онегиным и с Ленским. Татьяна поражает своеобразием, самобытностью. Онегин «нелюдим», живет «анахоретом», и Таня «в семье своей родной казалась девочкой чужой». Одинокой она чувствует себя и в деревне, и в высшем свете. Она проста и искренна.
Татьяну воспитывала крепостная няня. Няня Татьяны — подлинный представитель женщин из простого народа. Она рассказывает в романе о судьбе женщины-крестьянки.
Жизнь в провинции течет размеренно, однообразно, но в то же время она не лишена определенного практического смысла, а в жизни московского общества «не видно перемен», «все на старый образец». В гостиных можно услышать бессвязный вздор. В дворянском собрании собираются, чтобы показать новый жилет, похвастаться тем и этим. Московская жизнь скучна и пуста. Все в ней бледно, равнодушно: «Они клевещут даже скучно». Вообще же Москва представляет собой как бы промежуточное звено между провинцией и Петербургом.
«Евгений Онегин» — в высшей степени оригинальное и национальное русское произведение. Роман Пушкина составил прочное основание новой русской поэзии, новой русской литературе.