В основу психологического портрета Печорина Лермонтовым положена «теория страстей», когда душевные силы, если не найдут положительного выхода, портят хорошую природу человека.
Герой вызывает у читателя желание задуматься над проблемой: что такое человек, что им движет, может ли он отвечать за поступки, а может ли действовать как-то иначе. По словам Лермонтова, Печорин — портрет, «который рисовался из недостатков целого поколения, которому пришлось жить в условиях «жестокого столетия».
Писатель много внимания уделяет человеческим страстям. Замечает, что человек добрый и злой, завистливый и великодушный. Печорин — будто человек без сердца, но слезы его искренние. Он осуществляет плохие поступки потому, что от него их ждут. Он убивает человека, но перед этим предлагает ему мировую. Он лицо исключительное. Жизнь его тяжелее и тяжелее. Зло его тянет к себе, хотя он был рожден для добра, любви, порядочности. В мировоззрении Печорина преобладает воля к власти, которая разрушает личность.
Увлечение злом — это болезнь столетия, так считал сам писатель.
Печорин имеет в себе черты органически развитого поколения, он жертва своего трудного времени. Характер героя, как и его эпоха, сложный и противоречивый. Его равнодушие к людям, неспособность к настоящей любви, дружбе, индивидуализм и эгоизм создают портрет личностей в условиях жестокой негармоничной жизни.
Нежелание общаться с людьми привело Печорина сначала к одиночеству, а потом сделало его «лишней» человеком в обществе, а по тому породило в нем индивидуализм и эгоизм. Желание убежать от людей опустошает даже необыкновенную личность. Лермонтов рисует постепенную утрату Печориным наилучших черт его характера.
В повести «Тамань» он заинтересован окружающими событиями, в нем еще нет разлада с самим собой.
В повести «Княжна Мэри» он уже играет жизнью людей, но это не приносит ему ни утехи, ни счастья. Слово «скука» все чаще появляется на страницах его дневника. Жизнь героя становится все более пустой, и в повести «Максим Максимович» мы видим человека, который только напоминает Печорина. Это человек недружелюбный, равнодушный ко всему и ко всем, безнадежный. Даже внешность его изменилась.
Роман «Герой нашего времени» отвечал на вопрос: кто виноват в том, что молодые люди 30-х годов ХIХ столетия, сильные и умные, стали моральными калеками, никому не нужными. Лермонтов утверждает: виновато общество, социальные условия, в которых воспитывался и жил герой.
Вывод. Трагичность судьбы личности в том, что гибнут лучшие человеческие стремления, искажаются чувства, отношения между людьми в «жестокий век».
Опорные слова: психологический портрет, человеческие страсти, увлечение злом, одиночество, игра жизнью другого человека, индивидуализм, невозможность любить, социальные условия.