1. «Новые люди» в произведениях русских писателей.
2. Нигилист Базаров, ошибающийся и признающий свои ошибки.
3. Революционер Рахметов, не имеющий права на слабости.
4. Пьер Безухов и Андрей Болконский — люди, необходимые России.
5. Партиец Денис Давыдов — строитель коммунизма.
В Книгу Памяти российского государства внесено много имен славных сынов своего отечества, искренне любящих свою родину. Не задумываясь, они жертвовали ради нее всем, даже жизнью. Высокие нравственные цели, вера в светлое будущее двигали ими на протяжении всего их короткого пути. Пусть недолог был их век, но такие люди прожили его не зря и умерли во имя других…
Многие писатели создавали свой образ такого героя, настоящего патриота: это Л. Толстой, И. Тургенев, Н. Чернышевский и множество современных писателей и поэтов, таких как А. Твардовский, М. Шолохов… Все эти писатели видели такого героя по-своему, но все они были едины в том, что этот человек всегда является представителем чего-то нового, свежего, порой непонятного обыкновенным людям.
И. С. Тургенев, как мне кажется, видел настоящего патриота в своем очень противоречивом, странном и в то же время обаятельном герое Евгении Базарове. Он ни во что не ставил искусство, для него «Рафаэль гроша медного не стоит» да и «природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник». Базаров — человек прекрасных душевных качеств, умный, трудолюбивый, сильный духом. Даже маленький Митя не плакал у него на руках, а у Аркадия «откинул назад голову и запищал», ведь «дети чувствуют, кто их любит». В конце концов, полюбив, а потом, будучи уже смертельно больным, Базаров понимает, что во многом заблуждался, что и сам уже не может все отрицать, не может не восхищаться красотой, искусством. Он осознал свои ошибки, но было уже поздно.
Ясно одно: Базаров встал на путь нигилизма (отрицания), так как считал, что это сейчас необходимо его стране. Но не явился ли Базаров-нигилист слишком рано, и, вообще, нужен ли он был России именно в этом качестве? Базаров сам говорит об этом: «Я нужен России… Нет, видно, не нужен. Да и кто нужен? Сапожник нужен, портной нужен, мясник…». В любом случае, этот сильный герой, казнящий себя за слабости и нашедший в себе силы признаться в своих ошибках, вызывает восхищение и жалость, что таких людей слишком мало.
Н. Г. Чернышевский почти в то же время, что и Тургенев, вывел в свет своего «нового человека», Рахметова. Как известно, Чернышевский был оппонентом Тургенева и не считал его Базарова нужным обществу. Чернышевский видел все базаровские недостатки, понимал, что Евгений противоречил сам себе. Как и Тургенев, Чернышевский в романе «Что делать?» проводит Рахметова через многие испытания, даже через любовь. Но Рахметов, когда полюбил, смог подавить в себе это чувство: «Нет, я не могу этого принять… Любовь к вам связывала бы мне руки, они и так не скоро развяжутся у меня… Но я развяжу. Я не должен любить».
Рахметов — удивительный человек, знавший цену словам: «Я должен». Все, что он делал, было основано на этом принципе: он не имеет право «тратить деньги на прихоть, без которой может обойтись», он пытается спать на гвоздях только для того, что-бы сделать «пробу» (так он готовился к возможным пыткам в тюрьме), убедиться, что «может», отвергает любовь, потому что она «связывает руки». Именно в этом поразительном и странном человеке видит Чернышевский истинного и достойного сына Отечества, которому суждено бороться, отдать жизнь на благо народа, а не устраивать личную жизнь, любить и вообще думать о себе. Тем не менее сходство Базарова и Рахметова очевидно: их роднит сила духа, мужество, уверенность в своих силах, самоотречение. Но Базаров как-то ближе читателям, может быть, потому что больше похож на человека, а Рахметов слишком правильный. Совсем иными были любимые герои Л. Н. Толстого в романе «Война и мир» — Пьер Безухов и Андрей Болконский. Ни тот, ни другой не отрицали ни искусство, ни любовь, не спали на гвоздях и не резали лягушек. Но оба, несомненно, патриоты своей родины. Автор показывает своих героев в самом начале их становления как неординарных личностей, достойных восхищения. Пьер едет на передовую, чтобы видеть бой, быть рядом с солдатами, он переносит тяжелый французский плен, спасает незнакомую девочку. А в конце романа видно, что Пьер стал декабристом и отправится со своими товарищами на Сенатскую площадь выступать за отмену крепостного права, гражданские свободы и ограничение власти царя.
Андрей Болконский тоже добровольно едет на войну, не прячется от пуль. Уже будучи тяжело раненным, князь Андрей понимает, что война, людские распри — ничто, по сравнению с бесконечностью, с небом, которому безразлично, что делают копошащиеся внизу люди: «Да! Все пустое, все обман, кроме этого бесконечного неба. Ничего, ничего нет, кроме его». Болконский научился прощать, смог разглядеть человека даже в своем враге. Он прощает Анатоля Курагина, видя его страдания, понимает и прощает Наташу Ростову… Толстой не оставил своего героя жить, потому что ему уже открылись те тайны бытия, которые другие ищут всю жизнь и порой не находят. И Пьер и Андрей — истинные герои, патриоты, умеющие и любить, и ненавидеть, и прощать тех, кого ненавидели.
Михаил Шолохов, писатель XX века, в романе «Поднятая целина» описывает своего патриота. Этот герой был нужен в ту эпоху — в 30-х годах XX века, в эпоху коллективизации. Человеком, в какое бы время он ни жил, всегда движет что-то: вера в Бога, любовь, иногда даже месть. Главными героями Шолохова двигала вера в свою партию, надежда на лучшее будущее своих детей и своего народа. В Денисе Давыдове Шолохов видит того, кому суждено «потом и кровью» «сказку сделать былью», построить на пустом месте лучшую жизнь. Этот герой организовывает колхоз в станице Гремячий Лог. Да, и Давыдов ошибался, делал непростительные глупости, даже доверился «врагу» Якову Лукичу, но он учился на своих ошибках, исправлял их, а некоторые даже смывал собственной кровью… В отличие от своих литературных предшественников, героев Тургенева, Чернышевского, Толстого, Давыдов не просто умер, оставив после себя либо горечь, что погиб «такой человек» (Базаров Тургенева), либо сожаление, что все усилия были напрасны, как случится с декабристом Пьером. Дело Давыдова было впоследствии завершено, его деятельность не заглохла, ее было, кому продолжить… Все эти непохожие герои писателей разных эпох — достойные сыны своей Родины России, они пожертвовали всем ради нее. Каждый из них — герой своего времени, поэтому столь разные их задачи, их характеры. Но твердость духа, самоотречение, колоссальное терпение, патриотизм, убежденность в правоте своего дела, мужество, любовь к отчизне присущи всем им. Настоящий патриот XIX века, в чьих пуках будущее России, будет обладать этими же чертами.