Перестройка крупных жанровых форм стала одной из существенных задач романтической поэмы. В этом отношении романтики не остановились только на жанре поэмы. Драматизация и лиризация поэмы осуществлялась наряду с преобразованием других жанров, в частности романтической драмы. Подобно поэме-мистерии, драме также придается философский характер.
«Маскарад» написан Лермонтовым в 1835году. В этом, несомненно, сказывается принцип романтической иронии. Высокий герой может быть перенесен из заоблачных сфер в обыденную жизнь, в семейно-бытовую обстановку, мрачный демон превратиться в ничтожного светского бесенка, а стихотворение, полное скептического недоверия к жизни, рождает иронический образ масленицы, вечно празднуемой на небесах. Нередко, однако, высокий герой не подвергается ироническому переосмыслению, а остается столь же высоким, но перенесенным в земную жизнь, причем намеренно сниженную. В этом отношении «Маскарад» представляет собой характерный, типичный пример. Параллельно с раздумьями о романтической поэме возникает замысел о высоком герое, действующем в семейном быту и в тесной атмосфере света.
Однако масштабность романтического конфликта раздвигает эти узкие рамки. Всемирно-историческое содержание жизни просвечивает и через локальный, строго обозначенный мир. Центральным моментом в возрождении героя опять-таки оказывается любовь к женщине. Однако возрождение вовсе не означает перерождения героя, его внутреннего мира. Трагедия подстерегает героя-индивидуалиста на каждом шагу. В отличие от «Демона», где внешний по отношению к герою мир слабо конкретизирован и где социальная среда по условиям жанра и не могла быть обрисована с достаточной полнотой, в романтической драме социальное окружение героя необычайно значительно. Ему уделяется особенное внимание. Герой сразу предстает в двойственном свете, он выше ненавистного ему светского мира, его нравственные идеалы несоизмеримы с представлениями среды. |В этом смысле подлинным преступником выступает не герой, а общество, осуждаемое героем. Но одновременно герой преступает общечеловеческие нормы и не может вырваться из круга представлений среды. Его высокая нравственная норма вступает в противоречие с принципами, сформированными в светской среде. Борьба между добром и злом проходит не только в сфере внешней (герой и среда), но и во внутреннем мире героя. Именно через сердце Арбенина прошла линия разрыва между его высокими идеалами и нормами светской жизни. И вместе с тем в сердце Арбенина восстанавливается подлинная связь.
Если Демон дан в ту пору его существования, когда он уже порвал с богом, когда почувствовал бесплодность индивидуалистической позиции и понял необходимость возрождения, то Арбенин предстает перед зрителем после возрождения к новой жизни («Но скоро черствая кора С моей души слетела, мир прекрасный Моим глазам открылся не напрасно, И я воскрес для жизни и добра»). Однако этот возродившийся к жизни человек несет в себе тяжкий груз внутренне неприемлемой морали. Вот почему ни Демон, ни Арбенин не способны к полному перерождению. И герой, возвышающийся над прозаичной обыденностью, и герой, погруженный в семейно-бытовую обстановку, в конце концов терпят поражение. При этом семейно-бытовая атмосфера приобретает явно социальную окраску и расширяется до многозначного символа, вбирающего в себя всю жизнь общества.
Узкий мир семейных отношений распахнут вширь и подается не с точки зрения обыденной прозаичности, контрастирующей с полной жизнью, а со стороны его подлинно поэтической стороны, противостоящей прозе светской жизни. Семейно-бытовая сфера является источником естественных настроений, переживаний, тогда как светская жизнь постоянно грозит непосредственному чувству, свободному выражению страстей.
В соответствии с таким взглядом, согласно которому замкнутость внутри семейно-бытовой атмосферы оборачивается свободой и непосредственностью, порождает высокие идеалы, характеры героев в романтической драме, в частности в «Маскараде», не чужды некоторой нормативности, априорной заданности. Так, например, Нина — воплощение чистоты, непосредственности, поэтичности и любви, т. е. всего того, что подразумевалось Лермонтовым под «естественным человеком». Нина, принадлежащая к свету, сохраняет приметы «естественного человека», неиспорченной натуры. Согласно романтической точке зрения, женщина ближе к естественной природе, чем мужчина. В характеристику Нины вводятся такие черты, как непосредственность, искренность, бескорыстная и трогательная любовь, «детскость», наивная и безотчетная вера («…и любишь, верю я, Но безотчетно, чувствами играя, И резвясь, как дитя»).
Нина окружена звуками («Твой светлый взор и голос твой волшебный»), она тянется к природе («В деревне молодость свою я схороню, Оставлю балы, пышность, моду И эту скучную свободу»). Как естественной натуре, ей чужд светский мир, она понимает его фальшь и пустоту. Нина-цветок, пересаженный на чуждую ему почву. Разобщенность Нины со светом абсолютная, полная. Именно это и является подлинной причиной ее трагедии.
Столь же нормативно четко обрисованы Казарин — философ-скептик, светский «Мефистофель», Шприх — ростовщик и сплетник, Звездич — игрок и волокита, усвоивший внешние приличия. Сложнее образы баронессы Штраль, Арбенина и Неизвестного. В романтической драме, сочетающей признаки трагедии и мелодрамы , личность всюду рассматривается через общество и одновременно общество просматривается сквозь призму отдельной личности.