Роман А.С.Пушкина «Дубровский», одно из основных произведений классической русской литературы, был создан в 1832-1833 годы. Время его действия — начало 19 века. Пушкин описывает быт и жизнь русского провинциального дворянства, нравы того времени. Два мира — помещичий и крестьянский — противопоставлены друг другу. Провинциальный помещик Владимир Дубровский, потеряв отца, Андрея Гавриловича, из-за самодурства и деспотизма соседа, знатного боярина Троекурова, теряет имение Кистеневку. Его незаконно получает Троекуров. Дубровский, дворянин, офицер лишен крова, оскорблена его честь. Крестьяне Дубровского готовят бунт, Владимир, руководимый чувством мести и будучи в хороших отношениях со своими крестьянами, возглавил мятеж.
Месть становится социальным протестом. Образ молодого Дубровского идеализирован, он видится нам борцом за справедливость. «Благородный разбойник» Владимир Дубровский умен, храбр, добр, красив. Его борьба за правду и любовь к Маше Троекуровой не оставляет читателей равнодушными. Все поступки героев романа обусловлены временем, в котором они живут. Пушкин затрагивает в своем произведении острый вопрос взаимоотношений крестьян и помещиков. Создав яркий образ самодура Троекурова, Пушкин показывает во всей полноте картину помещичьего гнета. «Старинный быт русского дворянства в лице Троекурова изображен с ужаснейшей верностью», — писал В.Г.Белинский.
«Трудно найти в русской литературе более точную и живую картину, как описании е быта и привычек большого барина», — отмечал Н.Г.Чернышевский. Пушкин обозначает фамилией принадлежность Троекурова к знатному роде. Знатность, богатство и связи были на стороне Троекурова. Он презирает мелкопоместных дворян, жесток с крестьянами, которые говорят, что собакам Троекурова живется лучше, чем крепостным. Вот поэтому и не хотят крестьяне Кистеневки попасть к нему в крепостные. Кузнец Архип против желания Владимира расправляется с судом, назначенным для передачи имения Троекурову; приказные гибнут в огне, а Архип спасает из огня кошку. По натуре он добр, но его терпение, как и терпение всего крестьянства, не безгранично. Чем сильнее гнет помещика, тем больше зреет в крепостных мысль о бунте. Пушкин показывает, что народ не пассивен, а тоже возмущен беззаконием.
Дубровский же руководствуется только мыслью о мести, он не единомышленник крепостных. Владимир хочет отомстить Троекурову за обиду отца. Здесь автор показал нам не сам бунт, а его предпосылки. Автор описывает судьбу бунтаря, на которую повлияло беззаконие. Уйти в разбойники Владимир был вынужден, он бунтарь поневоле. В «Дубровском» общественные, социальные явления важнее исторических. Литературовед Г.П.Макогоненко писал: «Дубровский бросил вызов среде. При этом неважно, что конкретно-исторически путь Дубровского не был выходом, не приносил спасения.
Протест Дубровского — единственная форма его самозащиты и самоутверждения себя как личности, не желающей слиться с миром Троекуровых». Изменения в судьбе Дубровского не влекут за собой эволюцию характера, и это автор считает одной из главных причин его поражения. Самые внезапные и резкие повороты в судьбе героя не меняют существа его характера — это одна из причин его поражения. В итоге Дубровский оказывается жертвой. Он чужд крестьянству, оказался вне закона, вне любви и не может вернуться к прежнему своему статусу и начать обычное существование.