Онегин и Печорин — два известных героя двух известнейших романов. Их часто сравнивают между собой. И действительно, у них существует немало сходных черт. Обоим опостылела действительность, оба холодны и равнодушны к жизни, оба вызывают симпатии окружающих. Есть и еще одно существенное сходство между Онегиным и Печориным. У них обоих в романах существуют антиподы. У Онегина это Ленский, у Печорина — Грушницкий.
Онегин и Ленский начинают общаться в деревне, и общаются исключительно «от делать нечего». В принципе, их не может ничто объединять. Онегин — холодный эгоист и циник, вечно хандрящий. Ленский же, напротив, — романтик до мозга костей. Он живет не действительностью, а своими грезами. В Ольге он любит не женщину, а скорее свой романтический идеал, который, как ему кажется, воплотился в ней. Имецно потому, что он живет не реальной жизнью, а романтическими иллюзиями, он и вызывает Онегина на дуэль из-за пустяка. Здравомыслящий человек никогда не поступил бы так, но Ленский отнюдь не здравомыслящ. Ведь поединок — это так благородно, так поэтично, так по-рыцарски!
Характеры двух героев ярко проявляются в ночь перед дуэлью. Онегин спокоен. Ольгу он пригласил в шутку, чтобы позлить Ленского. Точно так же, шутя, он относится к дуэли. Поэтому и проспал: его не тревожили мысли. Иное дело — Ленский. Он с самого начала воспринимает все в слишком преувеличенном виде. В самом деле, что может быть обидного в том, что твой друг пригласил твою невесту на танец? По крайней мере, это не повод, чтобы обвинять Ольгу в хитрости и измене, а Евгения вызывать на дуэль.
В ночь перед дуэлью Ленский не спит: «садился он за клавикорды», «к Ольге взоры устремив, шептал: не правда ль? я счастлив», «при свечке Шиллера открыл», «берет перо; его стихи полны любовной чепухи». Словом, поведение Ленского — полная противоположность спокойствию Онегина. Впрочем, было бы странно, если бы молодой поэт вел себя иначе.
Как говорил Белинский: «Подробности дуэли Онегина с Ленским — верх совершенства в художественном отношении»:
… Младой певец
Нашел безвременный конец!
Дохнула буря, цвет прекрасный
Увял на утренней заре,
Потух огонь на алтаре!..
Надо отдать должное Онегину: после того, как он убивает Ленского, его терзает, пусть недолго, «тоска сердечных угрызений». И невольно вспоминается Печорин, хладнокровно покинувший место дуэли с Грушницким, даже не оглянувшись. Онегин, по крайней мере, позаботился о теле своего соперника.
Грушницкий очень напоминает Ленского, как Печорин — Онегина. Груш-ницкий и Печорин общаются поначалу, как добрые приятели. Правда, Грушницкий во всем уступает главному герою. Если Печорин — человек умный, склонный к самоанализу, то Грушницкий — поверхностный романтик, пустозвон, любитель красивых фраз. Его чувство к княжне Мери неподдельно, но все же слишком приукрашено им самим. Точно так же, как Ленский, Грушницкий
… пел разлуку и печаль
и нечто и туманну даль…
Единственная разница состоит в том, что Ленский делал это в стихах, а Грушницкий — в прозе.
Так же, как Онегин вздумал подшутить над Ленским, пригласив Ольгу, Печорин шутит, влюбляя в себя княжну Мери. Первопричина дуэли заключается именно в этом. В отличие от честного поединка героев «Евгения Онегина», дуэль в «Герое нашего времени» — достаточно подлое действо. Во-первых, Грушницкий изначально рассчитывал испытать храбрость Печорина, стреляясь из незаряженных пистолетов. Во-вторых, Печорин, узнав о заговоре, со своей стороны обманывает Грушницкого: в нем слишком много гордости и злости, чтобы не сделать этого.
Кто прав, кто виноват в споре Грушницкого с Печориным? Наверное, правых вообще кет. Грушницкий сказал, что им двоим на земле нет места. А выживает всегда сильнейший. Это правило сработало и в случае Онегина с Ленским.
Когда Пушкин описывает возможные варианты судьбы Ленского, останься он жив, здравомыслящий читатель считает наиболее вероятным такой вариант:
А может быть, и то: поэта
Обыкновенный ждал удел.
Прошли бы юношества лета:
В нем пыл души бы охладел.
Правильно заметил Белинский, что Ленский — не из тех натур, которые все время развиваются и идут вперед. Он умер «вовремя для своей репутации». И остался в памяти людей молодым, пылким, красивым. Так же и с Грушницким. Нет ничего хуже постаревшего сентиментального глупца. Но надо сказать, что смерть Грушницкого гораздо менее «романтична», чем смерть Ленского, как и сам этот герой менее привлекателен.
Как помогла дуэль авторскому замыслу в том и другом романе? Помогла лучше раскрыть характеры героев, показала несостоятельность Ленского и Грушницкого, выявила хладнокровие, спокойствие, равнодушие Онегина и Печорина.
Самое же интересное и загадочное заключается в том, что ведь и сами авторы двух романов погибли на дуэли. Пушкин — от руки Дантеса, Лермонтов -Мартынова. Неужели они своим художественным чутьем предвидели собственную гибель? Как бы там ни было, но это еще одна связующая нить между Пушкиным и Лермонтовым, двумя величайшими русскими классиками.