Идея «двойного бытия» — это романтическая идея. Мысль о переходе из иного мира в другой, о временной смерти, о любви и самоубийстве преследовала Фета и Тютчева на протяжении всей жизни и, соответственно, пронизывает всю лирику обоих поэтов. Несмотря на малый объем, было бы справедливо признать то, что по своей содержательности сборники стихов Фета и Тютчева гораздо тяжелее многих томов. Каждое их стихотворение содержит в себе такой глубокий смысл, о котором невозможно догадаться сразу же. Они всегда стремились понять мир, окружавший их. Они знали, что любое «сегодня» или «вчера» есть не что иное, как точка в неизмеримом пространстве времени.Жизнь человека представляется нам в понимании поэта чем-то неизмеримо глубоким и вместе с тем мгновенным и непостоянным, не оставляющим после себя глубокого следа. Тема двойного бытия, двойной жизни, радости и печали очень близка поэтам. Теперь я хочу рассмотреть и сравнить эту идею на примерах стихотворений обоих авторов. В целом вся тютчевская лирика движется энергией антитезы, раздвоения, двойственности.О вещая душа моя!О сердце, полное тревоги,О как ты бьешься на порогеКак бы двойного бытия!..«Так, ты жилица двух миров», — писал поэт в 1855 году, прокладывая путь поэтике серебряного века, где эта мука или сладость раздвоения станет ведущей и поглощающей лирической силой. Критики сравнивают любовную лирику Тютчева, говорят о ее близости к Достоевскому. Даже не к Достоевскому, а к достоевщине с ощущением разорванности бытия, с приверженностью к душевному разладу, когда верховодят и «злая боль ожесточенья», и «буйная слепота страстей> Фет в своем стихотворении «Томительно призывно и напрасно тоже упоминает двойственность бытия и любви:Я пронесу твой свет чрез жизнь земную,Он мой — и с ним двойное бытиеВручила ты, и я — я торжествуюХотя на миг бессмертие твое.Возможно, Фет пишет о море как о символе «другого бытия», по которому он идет и не тонет, он остается здесь на земле, в этом мире. В этом стихе преобладают звуки «а» и «с», что способствует представлению великих вещей, громких, сильных, страшных, мрачных, внезапного страха — все это переплетается п становится неразделимым, одним целым.Жизнь и смерть, противопоставление конечного мира и вечного — это тоже мотив выражения идеи о двойственности бытия.Тютчев в своем стихотворении «И гроб опущен уж в могилу» описывает похороны, переход в другой мир, людей, толпящихся у гроба, их трагедию. Он пишет:А небо так нетленно чисто,Так беспредельно над землей…И птицы реют голосистоВ воздушной бездне голубой…Птица — это душа, которая улетает на тот свет, в лучший мир, в «голубую бездну». Здесь везде преобладает звук «у», который означает скорбь, печаль, уныние. Тютчев использует здесь множество эпитетов: «воздушная, голубая бездна», но эти красочные определения навевают лишь печаль и почему-то необъяснимую легкость.У Фета есть тоже схожее стихотворение «Был чудный майский день в Москве». Автор пишет здесь о своем великолепном радостном настроении, о влюбленной душе, но все это вдруг омрачается видом похорон из окна. Здесь как бы тоже подразумевается два бытия, его живая душа и страдание родственников умершего. Но даже страдание ему кажется легким, его молодая душа парит. Фет сначала описывает панихиду.И миновал поющий хор,Его я минул взором,И гробик розовый прошелЗа громогласным хором.Потом он пишет о «теплом струящемся ветерке, который колышет покровы», о «воздушности души» своего лирического героя. Я думаю, что у Тютчева мотив раздвоения можно проследить в его стихотворении, посвященном князю Суворову:два разнородные стремленияВ себе соединяешь ты:Юродство без душеспасеньяИ шутовство без остроты.Этот стих написан перекрестной рифмой.Сон для Фета и Тютчева -— это временная смерть, подготовка к смерти, к переходу в лучший, в спокойный мир, где нет печали, нет переживаний. Сон сравнивается у Фета со смертью.Я в жизни обмирал и чувство это знаю,Где мукам всем конец и сладок томный хмель,Вот почему я вас без страха ожидаю,Ночь безрасснетная и вечная постель!Звуки «и» и «са» обозначают нежность, ласку, легкость, а звуки «ж» и «з» — нежные и легкие вещи. Я думаю, что Фет ждет лег кой смерти, он не хочет мучиться.Сон для Тютчева — это всеобъемлющее пространство, сон вечен, постоянен, он «как океан объемлет шар земной». Люди живут в постоянном сне, в мечте:Небесный свод, горящий славой звездной,Таинственно глядит из глубины, — И мы плывем, пылающею безднойСо всех сторон окружены.Здесь тоже есть мотив «двойного бытия». Жизнь реальная и жизнь фантастическая. Сон для Тютчева — это сказочный мир, «осознание собственного подсознания», по Юнгу. Разобрав лишь несколько стихотворений этих великих поэтов, мы видим, как волновала их проблема «двойного бытия», видим глубину их произведений, И перечитывая их стихи, можно заново увидеть новые грани их лирической поэзии, возможно, даже заглянуть к себе в душу, так как я считаю, что все люди двойственны, но только не все размышляют о глубине и сложности своей внутренней жизни.