… Россия может гордиться своими лирическими поэтами. Из тех, что живут, ныне первое место…принадлежит Фету…Владимир Соловьев. Афанасий Фет… Его поэзия свежа и трепетна, она волнует наше воображение, вызывает глубокие мысли, дает ощутить красоту и благозвучность русского слова. Когда я впервые прочитала его лирическую пьесу «Шепот, робкое дыханье…», то ощутила какое-то особое расположение духа, приток жизненной силы. * Шепот, робкое дыханье, * Трели соловья, * Серебро и колыханье * Сонного ручья… Именно это стихотворение стал «наиболее фетовским», своеобразным поэтическим «автопортретом». Ведь это просто чудо! Стихотворение построено только из именительных предложений. Ни одного глагола. Только предметы и явления, которые показываются одно за одним. В то же время предметным стихотворение не назовешь. Это и есть, возможно, самое чрезвычайное и неожиданное. Предметы у Фета непредметные. Они существуют не сами по себе, а как знаки чувств и состояний. Называя ту или иную вещь, поэт вызывает у нас не конкретное представление о самой вещи, а те ассоциации. Которые могут привычно быть с ней связанные. Главное содержание — между словами, по словам. Именно по словам развивается и основная тема стихотворений: чувство любовь, чувство тонкое, невыразимое. * Ряд волшебных изменений * Милого лица, * В дымных щечках пурпур розы, * Отблеск янтаря, * И лобзания, и слезы, * И заря, заря!.. Так о любви до Фета еще никто не писал. Тема старая, более того — вечная. А от фетовских строк веет свежестью и новизной. Фет писал: «Под новизной я понимаю не новые предметы, а новое их освещение волшебным фонарем искусства». И вот читаем его «Я пришел к тебе с приветом…»: * Я пришел к тебе с приветом, * Рассказать, что солнце встало,
* Что оно горячим светом * По листам затрепетало. * Рассказать, что лес проснулся… Необыкновенно уже само начало стиха, необыкновенно в сравнении с принятой тогда нормой в поэзии. Ведь начальная фраза фетовского стиха совсем неточна и даже не совсем правильна: «Я пришел к тебе с приветом, рассказать…». Разрешил бы себе так сказать Пушкин? Но именно эта неточность создает не только неожиданные, но и яркие, волнительные образы. Создается впечатление, что поэт будто бы специально и не задумывается над словами, а они сами к нему пришли. И это производит сильное художественное впечатление. А как прекрасен его пейзаж! Перед нами возникает русская весна: «Уж верба вся пушистая Раскинулась кругом; Опять весна душистая Повеяла крылом». Мы ощущаем, как радуется приходу весны поэт, как волнуется и блаженствует его душа. Сколько голосов в лугах, в саду, в поле прославляют лето! Пение птиц, звон ручья, трескотение коньков, жужжание пчел сливаются в радостную музыку. Строки Фета вбирают ее в себя и тоже начинают звучать певуче, мелодично. Даже в ночной тишине есть своя музыка: * Ночь, как дух бесплотный, * Теплый воздух онемел… * А сколько деталей сельского быта любовно описал Фет. * Вот утро севера — сонливое, скупое — * Лениво смотрится в окно. и серый дым ковром * Тихонько стелется над кровлею с коньком. Строки у стиха длинные, неторопливые — ведь они изображают «сонливое» зимнее утро. У Фета нет деревьев, растений, птиц и насекомых вообще. Его флора и фауна всегда конкретна и определена. В поэзию входят наблюдения человека, который определяет по голосу не только то, какая птица поет, но и где она находится. * И слышу я, в низине росистой * Вполголоса скрипят коростели. Новизна изображения явлений природы у Фета связана с уклоном к импрессионизму, именно этот стиль давал возможность заострить и приумножить изобразительную силу слова. В стихотворениях Фета, лес описан таким, каким он видится глазами поэта: лес и его отражение в воде даны как одно целое, как лес, который выгнулся между двумя вершинами, которые утонули среди двух неб. А. Фет очень музыкален, его стихотворения часто уже самим подбором звуков создают у нас то или иное настроение. «Что не выскажешь словами, звуком на душу навей», — писал Фет. Его поэзия зачаровывает нас своим звучанием. Она отображает живую жизнь, одновременно раскрывая внутренний мир человека, красоту русской природы, воспитывает любовь к русским пространствам, выражает радость и светлую увлеченность. Афанасий Фет вошел в историю русской поэзии как оригинальный поэт-лирик, мастер лирической миниатюры. Его стихи поражают яркостью и сочностью красок, большим эмоциональным напряжением. И как не согласиться с высокой оценкой мастерства А. А. Фета, которую дал Н. Г. Чернышевский: «Кто не любит его, тот не имеет поэтического чувства».