Вы находитесь: Главная страница> Пушкин Александр> Евгений Онегин как неоднозначный литературный персонаж (По роману А. С. Пушкина «Евгений Онегин»)

Сочинение на тему «Евгений Онегин как неоднозначный литературный персонаж (По роману А. С. Пушкина «Евгений Онегин»)»

1. Жанр, история создания, основное содержание.

2. Главный герой — просвещенный человек своего времени.

3. Евгений Онегин глазами критиков.

4. Онегин — Митрофанушка своего времени?

«Евгений Онегин» — программное произведение А. С. Пушкина, являющееся первым в истории русской литературы реалистическим романом. Начат он был в 1823 году, закончен в 1831 году. Сам автор отметил его выход такими словами: «Это мое лучшее творение». В. Г. Белинский называл роман «энциклопедией русской жизни». Впервые литературное наследие обогатилось произведением, в котором так гармонично оказались слиты историческое и лирическое начала.

Необычен и сам жанр произведения. Автор определил его как «роман в стихах» и «свободный роман», однако исследователи относят «Евгения Онегина» к разновидности социально-бытового, социально-психологического и нравственно-философского романа.

Основная проблема произведения — проблема личности, сумевшей порвать с консервативностью своего класса, но не сумевшей найти иные жизненные ценности и не знающей, как можно изменить мир и свое в нем положение.

Онегин, главный герой произведения, является первым представителем широко описанного в литературе XIX века поколения — поколения ненужных, лишних людей.

Не просто понять отношение к нему автора. С одной стороны, это легкая ирония в описании детства и воспитания героя, его «важнейших» для общества характеристик:

Как рано мог он лицемерить,

Таить надежду, ревновать,

Разуверять, заставить верить,

Казаться мрачным, изнывать,

Являться гордым и послушным,

Внимательным и простодушным!

Как томно был он молчалив,

Как пламенно красноречив,

В сердечных письмах как небрежен!

Одним дыша, одно любя,

Как он умел забыть себя!

Как взор его был быстр и нежен,

Стыдлив и дерзок, а порой

Блистал послушную слезой!

Эта ирония усиливается еще более при описании эгоизма Онегина, его зависимости от высшего света. Автор не скрывает отрицательных черт героя, не пытается как-то оправдать его неправоту. Но он и не может не рассказать читателю о положительных сторонах героя — его учености, тонкого видения мира, мудрости и изящества. Есть в нем и «души прямое благородство», «мечтам невольная преданность». Он находится в конфликтных отношениях с высшим обществом, негативно окрашенным в глазах автора. Часто Пушкин называет его «друг милый», «мой Евгений», да и сам факт такой «дружбы» между автором и его героем о многом говорит — об общности и схожести взглядов, привычек, чувств.

Сложное отношение писателя к Онегину, во многом критическое, но при этом сострадательное, сочувственное, размывает грань между ними, сливая их в нечто обобщенное, усредненное.

Онегин — лучший человек своего времени, с передовыми идеями и блестящим образованием. У него «резкий охлажденный ум» и блестящая и эрудиция (круг интересов Онегина широк — от философии Руссо и медицины Бишо до астрономии Фонтенеля и истории Гиббона). Молодой человек интересуется вопросами веры, философии, нравственности и поэтического вдохновения. Он пытается сделать что-то полезное по мере своих сил, даже «ярем он барщины старинной оброком легким заменил», однако все его усилия оказываются тщетными, а нестандартные взгляды на вещи все сильнее отдаляют его от высшего общества, в котором так любил он в свое время блистать. Неприятие светского общества как определенная, индивидуальная форма протеста свидетельствует о большом потенциале этой личности. Но аристократическая среда российской действительности, сформировавшая и взрастившая в своих недрах этот тип личности, не дает ему реализовать свои скрытые возможности. Как результат — острейший конфликт между личностью и обществом. И «открытый» финал романа позволяет лишь догадываться о дальнейшей судьбе Онегина, о результатах этот конфликта. Читатель сам для себя решает, кто же победил в этой борьбе — герой или общество.

Однако Онегин является загадкой не только для читателя, но и для исследователей творчества Пушкина. Практически сразу же после выхода романа возникли бесконечные споры о том, кто же такой Онегин. В своих статьях о Пушкине критик В. Г. Белинский называет героя «страдающим эгоистом», которого убивают «бездеятельность и пошлость жизни». «Умная ненужность», рядовой, обыденный герой, черты которого постоянно можно найти в своем окружении или даже в себе самом. Для А. М. Добролюбова в Онегине важнейшим стало сходство с героем одноименного романа А. А. Гончарова Обломовым, так как оба этих героя всего лишь бессмысленнее порождение помещичье-крестьянского строя. Д. И. Писарев же увидел в Евгении Онегине «Митрофанушку Простакова новой формации».

Кто такой Онегин, как относиться к этому герою, зачем он был создан — вот вопросы, на которые ответить может только сам читатель и только для себя. Единственный факт, остающийся бесспорным — образ, созданный Пушкиным, сложен и трагичен, его нельзя назвать ни положительным, ни отрицательным героем. Бесспорно, он собирательный образ дворянского общества XIX века, «герой своего времени».

На мой взгляд, каждое мнение, высказанное литературоведами и критиками, имеет право на жизнь. Но необходимо заметить, что называть Онегина Митрофанушкой, по моему мнению, все-таки не слишком верно. Митрофанушка не похож на блистательного светского человека, которого представляет собой Евгений. Нет у него ни образования, ни своего мало-мальски закрепившегося и логически сформулированного мнения. Но даже если оставить подобное сравнение, основное отличие между героями в читательском к ним отношении в том, что Митрофанушка вызывает жалость пополам с брезгливостью — не совсем поэтические и высокие чувства, когда как трагизм образа Онегина вызывает сочувствие и сострадание. А не значит ли это, что Онегин чувственнее, проникновеннее и благороднее?

Кто такой Онегин и как можно описать его характер, должен решать сам читатель, ведь мастерство Пушкина заключается в том, что для каждого герой предстает с разных сторон. И, преломляясь через призму личного восприятия читателя, образ Евгения Онегина будет меняться под воздействием читательского мировоззрения и жизненного опыта.