Вы находитесь: Главная страница> Пушкин Александр> «Евгений Онегин» — энциклопедия пушкинской души (по роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин»)

Сочинение на тему ««Евгений Онегин» — энциклопедия пушкинской души (по роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин»)»

В. Г. Белинский назвал роман в стихах А. С. Пушкина «Евгений Онегин» «энциклопедией русской жизни». «Здесь вся жизнь, вся душа, вся любовь его; здесь его чувства, понятия, идеалы».
Если принять во внимание, что поэт работал над романом с весны 1823 до осени 1831 года, то можно сказать, что «…чувства, понятия, идеалы» автора, отраженные в «Евгении Онегине» в их развитии, составляют также энциклопедию пушкинской души.
Поэт с самого начала заявляет о своей причастности к тому, что происходит в его произведении. Пишет он «рукой пристрастной», лично знаком с главным героем:
Онегин, добрый мой приятель,
Родился на брегах Невы.
Автор-герой встречается с Онегиным в Петербурге, хранит письмо Татьяны…
Письмо Татьяны предо мною;
Его я свято берегу,
Читаю с тайною тоскою
И начитаться не могу.
Автор рассказывает читателю, прерывая повествование о ходе событий, эпизоды своей биографии, делится размышлениями, чувствами, мечтами.
Современники Пушкина считали, что он в лице Онегина изобразил себя. Однако слова:
Всегда я рад заметить разность
Между Онегиным и мной —
показывают, что поэт с этим не согласен. Онегин очень близок автору. У них много общего в воспитании, привы
чках, у них есть даже общие знакомые. Причем знакомые Пушкина, его друзья живут и действуют в романе (правда, в эпизодах) наравне с вымышленными героями. Вот гусар Каверин, товарищ Пушкина еще по Царскому Селу. Но он и товарищ Онегина. Герой романа спешит обедать в известный ресторан,
он уверен,
Что там уж ждет его Каверин.
Вошел: и пробка в потолок…
А вот П. А. Вяземский — поэт и критик, у него часто бывал Пушкин. Он тоже участвует в действии. Когда Татьяну привозят в Москву,
У скучной тетки Таню встретя,
К ней как-то Вяземский подсел
И душу ей занять успел.
Во времена Пушкина блистала на петербургской сцене балерина А. И. Истомина. Блистает она и в «Евгении Онегине»:
…Стоит Истомина; она,
Одной ногой касаясь пола,
Другою медленно кружит…
Личные переживания поэта часто связаны с природой. В романе меняются времена года, вместе с ними меняется настроение автора.
Вот осень, грустно поэту, какие-то личные причины вдохновили его на такие стихи:
Настала осень золотая…
Природа трепетна, бледна,
Как жертва, пышно убрана…
А вот зима, совсем другое настроение. Чистота, праздничность:
Опрятней модного паркета
Блистает речка, льдом одета.
Весна, пора обновления, природа просыпается:
Улыбкой ясною природа
Сквозь сон встречает утро года;
Синея, блещут небеса.
Но настроение у поэта, видимо, далеко не весеннее.
Как грустно мне твое явленье,
Весна, весна! пора любви!
Какое томное волненье
В моей душе, в моей крови!
Стало общепринятым мнение о том, что Пушкин не любил лето. При этом ссылаются на стихи:
Ох, лето красное, любил бы я тебя,
Когда б не зной, не пыль, не комары да мухи.
Но, думается, лето здесь ни при чем. Все дело в том, что было на душе у поэта в момент написания этих строк. Вот другое настроение, другие образы:
Как часто летнею порою,
Когда прозрачно и светло
Ночное небо над Невою
И вод веселое стекло…
В следующем стихотворном отрывке прорывается грусть оттого, что лето так коротко:
Но наше северное лето,
Карикатура южных зим,
Мелькнет и нет…
Здесь же автор признается в любви к Москве:
Как часто в горестной разлуке,
В моей блуждающей судьбе,
Москва, я думал о тебе!
А вот деревня вызывает у автора совершенно иные чувства:
Деревня, где скучал Евгений,
Была прелестный уголок;
Там друг невинных наслаждений
Благословить бы небо мог.
Со страниц «Евгения Онегина» Пушкин приходит к нам ироничным, шутливо подтрунивающим над собой:
Мы все учились понемногу
Чему-нибудь и как-нибудь…

Быть можно дельным человеком
И думать о красе ногтей…

Как уст румяных без улыбки,
Без грамматической ошибки
Я русской речи не люблю.
В «Евгении Онегине» поэт выразил свое страстное стремление к свободе:
Придет ли час моей свободы?
Пора, пора! — взываю к ней;
Брожу над морем, жду погоды,
Маню ветрила кораблей.
Таким образом, мы видим, что, по мере написания романа, в нем последовательно отражалась личность самого Пушкина.
Вначале мы видим одного Пушкина. Он молод* открыт, доверчив — и в жизни и в творчестве. Первые главы романа написаны с шутливыми интонациями, пестрят веселыми характеристиками персонажей. Но по мере продвижения к последним главам поэт становился старше и все чаще и чаще в его стихах появляются грустные интонации. Горький опыт жизни сделал Пушкина мудрее. Роман заканчивает уже зрелый человек и зрелый мастер.
Поставив точку в последней главе романа, Пушкин пишет к нему поразительное оглавление, в котором он точно указывает дату и место создания той или иной главы, будто не план составляет, а жизнь пересматривает и как бы оценивает «плод» своих «забав»,
Бессонниц, легких вдохновений,
Незрелых и увядших лет,
Ума холодных наблюдений
И сердца горестных замет.
Ну а у нас, читателей, остается в памяти гениальная Солнечная натура Пушкина, его порывистость, страстность, светлый, глубокий ум, его «тайная свобода». Всю жизнь он сияет над нами, как незаходящее солнце.