Вы находитесь: Главная страница> Пушкин Александр> «Евгений Онегин» — роман в стихах. Автор в системе художественных образов (по роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин»)

Сочинение на тему ««Евгений Онегин» — роман в стихах. Автор в системе художественных образов (по роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин»)»

Роман «Евгений Онегин» создавался Пушкиным более семи лет. Он начал его весной 1823 года в южной ссылке в Кишиневе и Одессе и окончил Болдицской осенью 1830 года.
4 ноября 1823 года Пушкин, делясь своими планами, писал Вяземскому: «Я теперь пишу не роман, а роман в стихах — дьявольская разница».
Действительно, между прозаическим романом и романом в стихах большое отличие. И эту тему затронул в своих статьях о «Евгении Онегине» Белинский: «И такая смелость была бы менее удивительною, если бы роман был задуман в прозе; но писать подобный роман в стихах в такое время, когда на русском языке не было ни одного порядочного романа и в прозе, — такая смелость, оправданная огромным успехом, была несомненным свидетельством гениальности поэта».
На фоне любовных отношений между Онегиным и Татьяной Пушкин сумел представить очень полнокровно жизнь русского общества. В романе отражены глухая помещичья провинция, крепостная деревня, барская Москва, высший петербургский свет, российские губернские города и т. д.
Пушкин сумел затронуть, охватить, показать в своем романе очень многое из того, что характеризует российскую действительность начала XIX века. В романе изображено типичное обучение и воспитание детей богатых родителей, их занятия в свете, нравы и обычаи, закон и этикет, по которым существует высший свет. Пушкин представляет обычную обстановку кабинета молодого человека своего времени, театральные постановки, исполнителей главных ролей с собственными замечаниями и оценками, рестораны с установленными на столах изысканными блюдами и т. д.
Большое место в романе находит и отражение жизни простого народа, хотя, казалось бы, произведение не имеет прямой целью изображение данного сословия. Мы видим здесь лакеев и ямщиков, ждущих у театра своих господ и ругающих их; встречаемся с извозчиком, который с утра тянется на биржу; с охтенкой, спешащей на рынок; с мальчишками, которые «коньками звучно режут лед»; с девушками-крестьянками, собирающими ягоды и распевающими народные песни. Наиболее крупным планом представлена няня Татьяны, старая Фили- пьевна. Переданы ее портрет, одежда, склад речи. Из ее слов мы узнаем о народном взгляде на любовь, на взаимоотношения в семье.
Важное значение имеет описание мелкопоместного дворянства, их скучные портреты, благоразумные разговоры «о сенокосе, о вине, о псарне, о своей родине…» Описаны балы как в провинции, так и в высшем свете. Северная природа представлена нам во все времена года.
И это все — помимо основного конфликта, помимо его основной сюжетной линии. Становится ясно, что Белинский имел все права назвать роман Пушкина «энциклопедией русской жизни».
Уже в первой главе романа, когда мы знакомимся с детством и юностью Онегина, с его привычками и развлечениями, мы встречаемся еще с одним героем, и этот герой — сам автор. Литературовед Гуковский писал о том, что, кроме Евгения и Татьяны, третьим «центральным образом, проведенным через весь роман и объединяющим его текст», является образ автора. Мы узнаем, что думает Пушкин об Онегине, как смотрит на принятые в свете отношения к родственникам, его оценки морально-этических нравов, царящих в высшем свете и в среде поместного дворянства, какие люди ему по душе, кого он ненавидит и за что, над чем смеется, что любит. Несколько строк, сказанных Пушкиным о себе, позволяют нам узнать о поэте многое: что жил он в Петербурге, но вынужден был покинуть его, что им написана поэма «Руслан и Людмила», что автор и герой — люди одного поколения, примерно одного типа воспитания, они приятели между собой и имеют общих друзей и т. д.
Присутствие автора в романе мы ощущаем постоянно. Стоило Онегину получить вызов на дуэль от Ленского и задуматься о ее разумности, как Пушкин объясняет причины, по которым Онегин все-таки решил стреляться. Но эти причины не просто вскрываются, Пушкин высмеивает их и выражает свое презрение:
И вот общественное мнение!
Пружина чести, наш кумир!
И вот на чем вертится мир!
После свидания Онегина с Татьяной Пушкин дает оценку поведению своего приятеля:
Не в первый раз он тут явил
Души прямое благородство.
Говоря о Татьяне, он выражает собственное отношение к своей героине:
Простите мне: я так люблю
Татьяну милую мою!
Пушкин рассказывает об увлечениях своей молодости, на глазах у читателя тепло прощается с юностью, рассуждает о своей участи:
Придет ли час моей свободы.
Пора, пора! — взываю к ней…
Присутствие автора более всего ощущается в лирических отступлениях. Оно проявляется как в малом, так и в большом. Пушкин может как бы мимоходом заметить:
Без грамматической ошибки
Я русской речи не люблю.
А может поделиться с читателем размышлениями о своей творческой судьбе:
Без неприметного следа
Мне было б грустно мир оставить.
Пушкин выражает надежду, что «в Лете не потонет» слагаемая им строфа. Он мечтал о том времени, когда его портрет станет «прославленным» и юный потомок благосклонно «потреплет лавры старика» — Пушкина.
Но поэт не дожил до преклонного возраста. Он ушел из жизни в 37 лет, и поэтому невозможно представить его старым. А в своих стихах и поэмах он остался юным, озорным и влюбленным и таким же останется в памяти последующих поколений.