В рассказе В. Астафьева «Царь-рыба» совмещается реальное и фантастическое. Главным героем является мужик Игнатьич, он не верит ни в бога, ни в приметы. Ко всему вокруг он относится снисходительно и с долей превосходства. Всё его считали человеком честным, он всегда старался помогать другим и никогда не жадничал при делении добычи. Игнатич был хорошим рыбаком и однажды с ним случилась удивительная история- он вышел порыбачить и завис на самоловах. С двух первых самоловах он снял много рыбы и поплыл к третьей. В ней Игнатьичу попалась большая рыба: «Черный, ласково отблескивающий сутунок во вкось, не заподлицо, обрубленный сучьями; крутые бока, решительно означенные остриями плащей, будто от жабр до хвоста рыбина опоясана цепью бензопилы. …». Добыча показалась Игнатьечу зловещей и внушала ему какой-то страх, однако о такой рыбе он мечтал все свою жизнь. Герой понимал, что не сможет справиться с такой огромной рыбой, но жадность победила его, и тут он увидел глаза рыбы: маленькие глазки с темным ободком вокруг темных зрачков.
Эти глазки без ресниц и без век, голые, глядящие со змеиной холодностью, чего-то таили в себе. Это навело на него страх, и тут он вспомнил слова деда о царь-рыбе: если она попадется, её нужно отпустить и перекреститься , а потом снова искать. Игнатьича не остановили слова деда, и он принялся ловить рыбу, но она оказалась сильнее и сбросила его в воду. Герой вынурнул из воды и зацепился за борт лодки. Здесь и случилось нечто фантастическое, с одной стороны- обычная рыба осетр, с другой- страшное чудовище. И тут Игнатьич понял, что зря он в бога не верил, да над дедовскими рассказами посмеивался. Рыба начала прижиматься к рыбаку, и острием своего носа уткнулась герою в бок. Ему стало казаться, что рыба, крутя жабрами и ртом, заживала его заживо. «Он пробовал отодвинуться от нее, но она снова и снова наносила ему удары.
Вот и встретились как бы два царя, целовек как царь природы и царь-рыба, но человек не в своем царстве, а рыба у себя, значит она и сильнее». Поднимается вопрос, кто же окажется сильнее человек или рыба. Рыбак начинает вспоминать свою жизнь, и осознает, что есть ему за что просить прощенья у бога, а он не просил. И тут он подумал, а о чем может вспоминать эта рыба. Вот тогда-то Игнатьич и понял, что рыба- это «отварное и нежное бабье мясо ее, сплошь в прослойках свечного, желтого жира, едва скрепленная хрящами, засунутое в мешок кожи». Из-за нее забылся человек в человеке. Поняв это, герой попросил прощение у рыбы. Вскоре он услышал звук мотора «Вихрь». Рыба уплыла, а Игнатьич сказал что, иди рыба, живи сколько хочешь, я о тебе никому не скажу.
После сказанных слов ему стало легче на душе. Фантастическое сперва испугало главного героя, но после того как он принял для себя реальность ситуации, Игнатьич приобрёл способность размышлять. Герой по-иному начинает смотреть на свою жизнь, по-новому воспринимать реальность. Таким образом Игнатьича фантастика научила осознавать свою вину за невольное зло, открыла забытые им истины.